Первые дни мая строители провели там, где и положено в разгар сезона: на стройплощадках метрополитена. Руководители столичного строительства объехали участки, запланированные к вводу в 2013 году, а также перспективные направления развития столичной подземки, включая маршруты до Ново-Переделкино и Коммунарки, к строительству которых планируется приступить только в 2015–2017 годах. По словам главы стройкомплекса, проектировщики пока не определились с трассировкой линии до административно-делового кластера в Новой Москве. Однако необходимость ее строительства сомнения ни у кого не вызывает. Как недавно сообщал «МК», помимо офисных зданий для чиновников в Коммунарке планируется построить образовательный и медицинский кластеры общей площадью 3,5 млн кв.м. Сюда будут приезжать на работу не менее 100 тыс. человек.
По предварительным расчетам, протяженность новой линии составит 12 километров. Предполагается, что она стартует от юго-западного участка третьего пересадочного контура в районе Аминьевского шоссе. «Скорее всего между «Мичуринским проспектом» и «Проспектом Вернадского» будет построена еще одна станция, куда мы «врежемся» новой веткой», — пояснил глава стройкомплекса. Другой радиус, соединяющий старую Москву с присоединенными территориями, будет вводиться в эксплуатацию частями. Уже в июле следующего года строители готовы запустить движение поездов на участке от «Юго-Западной» до «Тропарево». Эта станция строится на месте бывшей березовой рощи в двух шагах от Ленинского проспекта. Подрядчики говорят, что им повезло. Поскольку площадка удалена от жилых домов, работать на ней можно в три смены. Да еще и коммуникации перекладывать не пришлось. Это позволило сэкономить городу 1,2 млрд руб. Следующие станции радиуса пока находятся в зачаточном состоянии. В Румянцеве на месте бывшей наземной парковки перед торговым комплексом ведется строительство котлована. В Саларьеве только-только завезли бытовки для рабочих и начали огораживать площадку. Тем не менее строители обещают полностью ввести участок в эксплуатацию до конца 2014 года. В перспективе рядом с Саларьево появится крупнейший ТПУ Москвы. Помимо метро и Киевского шоссе через него пройдет дорога Солнцево—Бутово—Видное и линия скоростного трамвая из Коммунарки.
«Это будет мощнейший ТПУ на подъезде к Москве, которым будут пользоваться жители присоединенных территорий, а также пассажиры, едущие в столицу из области», — пояснил Хуснуллин.
И в Румянцеве, и в Саларьеве столичным властям удалось оперативно договориться с владельцами земельных участков и взять площадки под строительство метро и ТПУ в аренду. Однако в Котельниках, куда уже в конце 2013 года должна прийти Таганско-Краснопресненская линия, мэрии, похоже, придется применять процедуру ускоренного изъятия земли вопреки желанию собственника. Регламентирующий процедуру закон вступил в силу 19 апреля, и власти не намерены затягивать с его применением. В Департаменте городского имущества уже создано управление градостроительной политики, которое займется решением всех юридических и практических вопросов, связанных с земельными участками.
Строительство метро в Котельниках, как пояснил глава стройкомплекса, уперлось в «сарай», который вместе с земельным участком оценивается в 3 млн руб., однако собственник хочет за него в несколько раз больше. Переговоры ведутся уже больше года, однако, несмотря на поддержку администрации Московской области, воз и ныне там. «Если за две-три недели вопрос не решится, мы не сможем сдать станцию в декабре 2013 года», — признает заммэра. Еще около 8 га в Котельниках мэрии нужно под строительство ТПУ. Его размещение там принципиально, поскольку в противном случае водители, едущие из области, будут бросать свои автомобили во дворах рядом со следующей станцией «Жулебино», где физически невозможно запроектировать перехватывающие стоянки. В составе ТПУ в Котельниках запланировано строительство двух паркингов на 7200 машино-мест, автовокзала, административно-деловых и коммерческих площадей. Общая площадь узла, предположительно, составит 449,6 тыс. кв. метров.
По новому закону процедура изъятия земель занимает 5 месяцев. В том случае если строители не успеют завершить метро в Котельниках в запланированные сроки, поезда на первом этапе поедут от «Выхино» до «Жулебино». Летом новый участок планируется присоединить к действующей линии, для чего «Выхино» придется закрыть для пассажиров на двое суток. «Все рассчитано по минутам. Всего строителям потребуется 51 час, — рассказал глава стройкомплекса. — Приблизительное время «врезки» конец июля — начало августа, чтобы в сентябре ввести две новые станции в эксплуатацию». Он пообещал, что все жители прилегающих к «Выхино» районов будут проинформированы заранее, всех пассажиров наземным транспортом доставят до метро «Рязанский проспект».
Кроме того, до конца текущего года строители должны ввести в эксплуатацию участок Бутовской линии от «Улицы Старокачаловской» до станции «Битцевский парк». Побывав в майские праздники на обеих стройплощадках, чиновники убедились, что за это направление можно не переживать. Прямо на их глазах из забоя на станции «Битцевский парк» вышел тоннелепроходческий щит, который за девять месяцев проложил 2,2 км подземного пути. Теперь, когда оба тоннеля готовы, строители могут приступать к отделочным работам и установке необходимого для движения поездов оборудования.
На вопрос, когда отечественные метростроевцы начнут применять популярный в Европе «испанский» метод сооружения тоннелей, г-н Хуснуллин сообщил, что расчеты еще не завершены, однако не исключено, что по этой технологии будут построены отдельные участки третьего пересадочного контура и Кожуховская ветка до Некрасовки. Он напомнил, что испанские специалисты предлагают вместо двух тоннелей для движения поездов в разных направлениях строить один диаметром десять метров. В Барселоне это позволило увеличить темпы строительства и сэкономить до 30% его расчетной стоимости. Однако пока непонятно, как этот метод покажет себя в капризных московских недрах. «Необходимо все детально просчитать и только потом принимать окончательное решение о способе проходки конкретных участков», — отметил глава стройкомплекса.