За всю историю проводящихся с 1895 года метеонаблюдений высота снега в 2012–2013 годах в московском регионе была рекордно высокой. Аномально снежным оказался первый весенний месяц — уровень снега в марте составил 175–202 мм. «Количество осадков превысило норму в 2,5 раза, — говорит гендиректор ОАО «Мосводоканал» Александр Пономаренко. — Они вызвали рекордное половодье. Сброс снежной массы составил 1800 кубических метров». К весеннему половодью коммунальщики начали готовиться заранее: «Первое, что было заблаговременно выполнено, — мы уменьшили уровень воды в водохранилище на 60%, это позволило нам принять большой объем снежной массы», — заявил Пономаренко. Такая погодная ситуация создает угрозу затопления территорий, прилегающих к местам скопления талых вод. «Особенная мера 2013 года, которую мы предприняли, чтоб избежать затопления, — держали уровень воды на 30% ниже обычного».
Как сообщил гендиректор «Мосводоканала», сейчас пик половодья пройден, сейчас оно сохраняется как остаточное явление: «Заполнение водохранилищ составляет 88%, поэтому мы можем с уверенностью заявить об их готовности к нормальной работе в течение года». Так что если на регион вслед за аномальными снегопадами обрушатся рекордные дожди, в водохранилищах есть достаточный запас, чтобы избежать затоплений.
Во время половодья специалистам водной станции пришлось усиленно следить за качеством воды. В пик половодья были сбросы навоза с сельскохозяйственных полей, но, несмотря на это, сбоев по качеству воды не было: с помощью системы дополнительной очистки потребителю вода приходила нормального качества, москвичи не ощутили никаких изменений в качестве воды.
«Исходная вода приходит разная: и навоз с полей, и нефтепродукты, — говорит руководитель пресс-службы Мосводоканала Игорь Колосков. — Что греха таить: некоторые канализации Подмосковья выработали свой срок — и все это идет в реку. Например, с наших очистных сооружений мы сбрасываем сточные воды, которые по целому ряду показателей чище, чем вода в Москве-реке. К сожалению, сегодня это общая проблема».
О пути, который проходит природная вода, прежде чем оказаться в кранах московских квартир, «МК» рассказал начальник аналитического отдела центра контроля качества воды Николай Гущин:
— Система очистки воды состоит из нескольких этапов. В процессе превращения исходной воды в питьевую задействованы реагенты: гипохлорит натрия, коагулянт, флокулянт, кварцевый песок, уголь и др. Проверка качества воды организована на всех путях ее следования: начиная от ручьев и заканчивая водозаборами станций водоподготовки.
Кроме того, в Москве работает система передвижных лабораторий по мониторингу качества воды. «Ежедневно проверяем около 100 точек в столице, — объясняет Николай Гущин, — и проводим порядка 6 тыс. анализов воды ежесуточно, это позволяет контролировать качество воды во всех частях города».
Если же у москвичей возникают сомнения по поводу текущей из крана воды, они могут обратиться с заявкой в единый диспетчерский пункт — и «передвижка» приедет на место. Больше всего жалоб касается запаха хлора. «Вода обязательно хлорируется в целях безопасности, поэтому небольшой запах хлора — это совершенно нормально», — говорят сотрудники «Мосводоканала».
В 2014 году Рублевская станция готовится еще к одному позитивному изменению — будет построен и введен в эксплуатацию огромный блок озоносорбции, то есть технологии обработки воды с помощью озона и гранулированного угля. В долгосрочной перспективе все станции должны перейти на эту технологию. Напомним, всего в москворецкую систему входит девять водохранилищ.