Загадочные реквизиты в «письмах счастья»
Все началось с того, что к нам в редакцию обратились сразу несколько читателей с одним и тем же вопросом: кто прислал им штраф за неоплаченную парковку и на каком основании? Все эти водители оставили свои автомобили в самом центре Москвы: кто — на Петровке, кто — на Каретном Ряду, кто — на Страстном бульваре — и не оплатили стоянку. Казалось бы, нарушение налицо — и вполне логично, что вскоре они получили штрафы по почте. Однако всех нарушителей удивил один факт: в реквизитах в качестве получателя платежа была указана загадочная организация ГКУ «АМПП». Поскольку по закону получать доступ к персональной информации граждан, без которой выписывать штрафы попросту невозможно, могут лишь силовые ведомства, у всех водителей встал вопрос: откуда у ГКУ «АМПП» их личные данные? Чтобы разобраться в этом, для начала я решил обратиться в столичный департамент транспорта, который ведает всем проектом с платными парковками.
Чиновники департамента рассказали, мне, что организация ГКУ «АМПП» — «Администратор московского парковочного пространства» — была создана в октябре 2012 года для организации работы проекта с платными парковками в центре Москвы. Что любопытно, на сайте московского правительства можно найти только документ о ее создании — никаких других упоминаний о ГКУ «АМПП» там нет, как будто с момента своего основания эта организация даже не начинала работать. Сотрудники «Администратора», по заверениям чиновников из Департамента транспорта, не обрабатывали штрафы сами — они лишь отсылали фотографии номеров автомобилей-нарушителей в ГИБДД, где и формировались протоколы о нарушениях, которые позже по почте отправлялись проштрафившимся водителям.
Новый поворот в детективе с парковками
Сотрудники ГИБДД очень удивились, когда я обратился к ним с расспросами о том, как проходит их работа с платными парковками в центре Москвы. По словам инспекторов, никакие штрафы за неоплаченную стоянку они не обрабатывают, а лишь предоставляют ГКУ «АМПП» свою базу данных, в которой содержится персональная информация москвичей, чтобы те выписывали штрафы самостоятельно. На мой удивленный вопрос, на каком основании это делается, мне ответили, что оно есть и это — некое соглашение об информационном сотрудничестве между правительством Москвы и МВД. Увидеть этот документ своими глазами мне так и не удалось — как выяснилось, на нем с самого начала был установлен гриф «для внутреннего пользования». Поэтому узнать, о чем именно договорились полицейские и транспортники, простым смертным оказалось невозможно. Тот факт, что сотрудники «Администратора московского парковочного пространства» штрафуют москвичей самостоятельно, мне подтвердили и в столичном Центре организации дорожного движения. Источник в организации сообщил, что работники ГКУ «АМПП» оформляют постановления о штрафах, после чего направляют их в ЦОДД для последующей рассылки нарушителям по почте.
— Схема, по которой сегодня работает ГКУ «АМПП», не совсем законна, — говорит адвокат Константин Трапаидзе. — Деятельность этой организации должна быть закреплена на уровне местного законодательства и четко определена Мосгордумой. Просто создать ее для работы на законных основаниях явно недостаточно. Сотрудники ГКУ «АМПП» имеют доступ к личным данным москвичей, но это также должно быть закреплено юридически, и на гораздо более высоком уровне, чем в каком-то внутреннем соглашении между МВД и городскими властями. Это соглашение дает лишь техническое основание для работы «Администратора», но насколько оно законно и не нарушаются ли в нем права горожан, никому неизвестно.
Кроме того, организация взимает штрафы с москвичей и гостей города — но куда дальше поступают эти деньги? Схема работы ГКУ «АМПП» здесь должна быть полностью прозрачной, иначе к организации сразу же возникает масса вопросов о законности ее работы. Все функции ГКУ «АМПП» необходимо прописать в городском бюджете, а также сделать открытыми ее финансовые и налоговые отчетности. А на сегодня к работе «Администратора» возникает слишком много вопросов, на которые в департаменте транспорта почему-то не спешат отвечать.
Та легкость, с которой персональные данные о каждом москвиче оказываются в руках сотрудников только-только открывшейся организации, выполняющей в столичном правительстве не вполне понятные функции, не может не вызывать беспокойства. А между тем, если московскому департаменту транспорта все же удастся реализовать свои планы и сделать платными все парковки в пределах Садового кольца, через «Администратора» очень быстро начнут проходить весьма внушительные суммы денег от многочисленных штрафов за неоплаченную парковку. И в этой ситуации было бы неплохо сначала понять, как на самом деле работает схема с платными парковками в столице, иначе москвичам придется снова и снова оплачивать сомнительные штрафы, присланные таинственным «Администратором московского парковочного пространства».