Чаще всего пассажиры московского метро жалуются на хамство кассиров и обсчет. Непосредственно в день репортажа один из корреспондентов «МК» недосчитался в сдаче за билет целых 30 рублей! И такие ситуации не редкость. Разобраться в том, что стало причиной ошибки — невнимательность кассира или злой умысел, — теперь станет гораздо проще. По крайней мере на тех станциях, где все конфликтные ситуации фиксируются на специальные устройства. Распознать наличие «подслушки» в билетных кассах очень просто: со стороны покупателей можно увидеть специальную кнопку с табличкой, на которой сообщается, что ведется запись всех разговоров. В случае спорной ситуации покупатель метробилета может нажать на «конфликтную кнопку» — эта манипуляция поможет оператору быстро и безошибочно выделить аудиофайл в череде общей записи. К слову, кассир этого никак не заметит.
— По закону мы обязаны разобрать конфликтную ситуацию в течение 14 дней, — пояснил главный инженер Дмитрий Черныш, замруководителя начальника службы сбора доходов. — В то же время все записи разговоров будут сохраняться в базе в течение месяца — так что времени на разбор жалоб будет более чем достаточно.
Кстати, конфликтные ситуации, как показывает практика, далеко не всегда возникают по вине кассиров. Продавщицы проездных тоже упоминают о чрезмерном напоре и эмоциональной агрессии пассажиров, особенно в пиковые дни продажи билетов. Как рассказала участница эксперимента кассир Ольга Латышевич, никакого дискомфорта от присутствия аудиорегистратора она не чувствует. Наоборот, кассиры стали чувствовать себя защищеннее и увереннее.
— Эксперимент сейчас находится в стадии активной проработки, — пояснил Дмитрий Черныш, — пока еще результатов нет, но есть вопросы, в том числе к той организации, которая проводит работы по обслуживанию аудиорегистраторов. Мы будем корректировать и расположение микрофонов, и расположение самой техники в кассах. Регистрация разговоров очень нужна. Единственная проблема — это качество записи. В вестибюлях отдельных станций слишком много шумовых помех.
Регистраторы переговоров «пассажир—кассир» будут тестироваться в метро до конца апреля. Если они полностью оправдают возложенные на них надежды, аналогичные устройства появятся во всех кассах подземки.