«Русская женщина, конечно, и коня на скаку остановит, но не хотелось бы драться с мужчинами. А они чаще женщин упираются, грубят и толкают» — Ирина Владимировна показывает синие пальцы: рабочая травма. Кто-то не захотел получать постановление о штрафе и начал выворачивать женщине руки. Ирина Соловьева полтора года работает организатором перевозок Департамента транспорта города Москвы — проще говоря, контролером. Ходит в синей форме. Есть еще контролеры от Мосгортранса, у них форма черная. «Черные» контролеры не имеют права выписывать постановление о штрафе. Они либо «обилечивают», либо высаживают пассажиров.
Опытный контролер — он как психолог или даже экстрасенс: видит пассажира насквозь, уверяет Ирина Владимировна. «Безбилетника сразу почувствуешь в толпе. То ли взгляд у него хитрый, то ли он напряжен. А есть еще энергетические вампиры. Вот им хочется поскандалить. Даже если есть билет, они будут долго упираться и спрашивать, по какому праву я требую его показать. А потом с оскорбленным видом махнут им перед носом».
Ирина Владимировна работает быстро, одной рукой выписывает постановление о штрафе, другой уже останавливает неловкого «зайца». За первые пятнадцать минут в контролерские сети попались гастарбайтер и студентка. Мужчина возвращался из отделения полиции, без денег, пролез под турникетом. Девушка прошла «паровозиком» за подругой. Срок действия социальной карты учащейся до 2015 года, но денег на карточке нет. И наличных тоже. Сначала студентка спокойно наблюдала за выписыванием постановления, но когда узнала сумму, едва сдержала слезы. Она приехала на учебу из Кирова. Стипендия — 1200 рублей. Теперь тысячу придется отдать Департаменту транспорта. И не увернуться ей от оплаты. Даже если назовет неверный адрес проживания в Москве, судебные приставы свяжутся с ее университетом. Вузы, как правило, идут навстречу и подсказывают настоящий адрес проштрафившихся студентов. А вот гастарбайтер вряд ли оплатит штраф. Живет он в Москве скорее всего без регистрации. Некуда стучаться приставам.
Штраф нужно оплатить в течение 40 дней в любом отделении Сбербанка. Если за этот срок штраф не оплачивается, сумма удваивается. Если снова не оплачивается, судебный пристав стучится к «зайцу» в дом. В первые десять дней решение о штрафе можно опротестовать. Для этого надо прийти в ГКУ «Организатор перевозок» по адресу: улица Космонавта Волкова, дом 31. Адрес, кстати, указывается в постановлении, как и данные контролера. Там можно написать официальную жалобу. На рассмотрении можно присутствовать лично, либо просто получить решение по почте. Если штраф не отменили, а его выплату считаете несправедливой, следует обратиться в суд. В общем, хлопотное дело! Имеет ли смысл опротестовывать постановление? Иногда — да. Например, если вы уже пенсионер, а социальную карту позабыли дома.
«Надо воспитывать пассажиров с детства! Люди не платят за билет не из-за высокой стоимости, а из принципа, — считает Ирина Владимировна. — Странно наблюдать, как дорого одетая женщина сгибается в три погибели, чтобы бесплатно пройти под турникетом».
«Воспитывать» и «не доверять» — вот, кажется, основные тезисы транспортников о рядовом пассажире. Именно поэтому в ближайшее время турникеты не исчезнут из наземного транспорта. «Пока люди не научатся платить, считаю отмену турникетов преждевременной мерой», — такова позиция Сергея Собянина. В качестве эксперимента турникеты отключали на некоторых маршрутах. И выручка в них упала на 25 процентов. Если убрать «рога», из-за большого числа безбилетников транспортники начнут компенсировать потери за счет тех, кто билеты покупает. Цены значительно вырастут.
«Не будут люди платить без турникетов, — уверена Соловьева. — А очереди создаются из-за того, что люди заранее не достают проездные из сумки. Встанут у турникета и начинают копаться, задерживая очередь». И, кажется, по мнению кондуктора, во всех проблемах виноваты пассажиры. Не повезло нашему транспорту с людьми.
«Думаете, не понимаю, за что люди так контролеров не любят? Все понимаю, — неожиданно заключает контролер. — Но я же просто свою работу выполняю. Работа у меня такая. А студентов жалко, у самой дети студенты».
В 2011 году общая сумма выписанных штрафов составила всего 12 миллионов, в 2012-м — уже 143 миллиона. За несколько месяцев нынешнего года набежало 25 миллионов рублей. Только этих денег Департамент транспорта вряд ли дождется. По приблизительным оценкам, оплачивается только 40—50 процентов выписанных штрафов. Перевозчики наземного транспорта Москвы ежегодно недополучают до 5 млрд рублей из-за безбилетников.