По словам директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, вопрос назрел уже давно — музейные кварталы есть во многих культурных столицах Европы: Вене, Стокгольме, Париже… И это не просто территории с большим количеством галерей и памятников архитектуры. Объекты культуры объединяет хорошо налаженный туристический сервис, живое общественное пространство.
— Центр Москвы, кажется, специально создан, чтобы москвичам и туристам было интересно в нем находиться, — говорит г-жа Коробьина. — Район Боровицкой площади, пересечения Моховой и Знаменки, Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка — это фактически музей под открытым небом с замечательными памятниками XVIII–XIX веков. Но пешеходные связи, к сожалению, прерывистые, неудобные, здесь вас обязательно обдадут грязью проезжающие машины. Выводить отсюда транспорт необязательно, но можно, как за границей, частично перекрывать движение на субботу и воскресенье. Например, если от нашего музея пройти к ГМИИ им. Пушкина по Староваганьковскому переулку, получится увлекательная прогулка с панорамой старых московских усадеб и главным фасадом Дома Пашкова. Рядом Российская государственная библиотека, легендарные кремлевские музеи, Большой Манеж, Исторический музей. Создать единую ткань между ними — вот задача конкурса. Мы собираем «банк идей»!
Сразу вспоминается, как на Тверской развесили репродукции картин, но, по мнению Коробьиной, это «несколько примитивный подход». Можно работать более современно и остроумно, устроить уличные интервенции актуального искусства, сменные инсталляции от молодых дизайнеров и архитекторов. Тем более, это не потребует гигантских средств. Не только музеи должны встраиваться в городскую среду (взять те же QR-коды на улицах, с помощью которых на айфон получают музейные справки о зданиях), но и сама среда должна становиться осмысленнее, интереснее: «Стоит лишь начать позитивные изменения, и они продолжатся по цепной реакции». Как указано в примечании к конкурсу, кластер превратится в «пространство, обладающее высшим культурным, политическим и экономическим статусом».
— Все взаимосвязано, — поясняет собеседница. — Торговые функции присутствуют в центре и сейчас, вопрос в качестве услуг и в формате их предоставления: обычно музейные кварталы — экономически очень активные территории, где люди готовы оставлять деньги. Они приезжают за культурными впечатлениями, событиями, при этом хотят комфорта и качественного сервиса — зайти в ресторан, приобрести классные сувениры, книги, что-то удивительное, изумительное, эксклюзивное. В центре Москвы в зонах активных туристических потоков — например в переходе из метро «Библиотека Ленина» к Александровскому саду — продают чипсы, ложки-матрешки и китайский ширпотреб. Почему бы не превратить его в подобие парижского «Карусель де Лувр» — продавать здесь книги по архитектуре и искусству и реплики музейных экспонатов? Что касается политики, к стране, где появляется общественное пространство, образцовое по своим содержательным и художественным качествам и обладающее высокой культурной ценностью, уважение всего культурного мира возрастает, а значит, растет и политический авторитет.
Сейчас идет прием заявок от конкурсантов. Только за первые несколько дней зарегистрировалось более 50 команд. Большой интерес к теме проявили голландские архитекторы, однако иностранцев решили пока не привлекать и собрать идеи профессионалов, знающих жизнь Москвы изнутри. Работы включат краткое текстовое пояснение и эскизы — всего два планшета (вопросы семейных абонементов или бесплатного посещения раз в неделю не рассматриваются). Итоги подведет в мае жюри, куда вошли директора музеев кластера, главный архитектор Москвы, президент Союза архитекторов России.
— У нас не тендер под выделенный бюджет с последующей реализацией проектов, а творческое соревнование идей, — подчеркивает Ирина Коробьина. — Даже денежных наград нет, стимул для конкурсантов — интересная программа: мы надеемся привлечь внимание к проблеме, наиболее интересные работы передадим Москомархитектуре, возможно, представим проекты победителей Министерству культуры РФ.
Надо заметить, что до этого создание музейного кластера обсуждали в 2011 году в рамках фестиваля «Зодчество» в Манеже, в рамках Форума культурных инициатив в Доме Пашкова, на встрече в Сколкове — и отзывы были самые положительные. Поэтому есть надежда, что от бумаги дело все-таки перейдет к конкретным воплощениям. По крайней мере по итогам конкурса точно будет организована выставка в Музее архитектуры.