Оказывается, из 2300 столичных светофоров 150 не находятся на балансе города. Попросту говоря, никому не принадлежат. И доступа к этим светофорам нет ни у кого — даже у официальных органов власти. Откуда же они берутся? И за счет чего работают?
«В первую очередь бесхозными являются так называемые строительные светофоры, — объясняет эксперт. — Когда-то они были установлены по инвестиционному контракту (имеется в виду обременение со стороны чиновников. — О.Г.) и не переданы на баланс города, потому что контракт так и не был закрыт, технологии не выполнены, а качество не проверено. По ряду контрактов идут суды, которые могут длиться годами. А светофоры стоят неподключенные».
Одна из проблем светофора — точка подключения. Присоединить его к электросетям — дорого. В начале 1990-х, когда в Москве была полная разруха, светофоры подключали в том числе к... ресторанам. Гаишники ходили и чуть ли не на коленях просили не вырубать светофор, потому что сначала его по договоренности подключали по временной схеме, потом менялись хозяева — и светофор «умирал» даже в центре города. А сделать ничего нельзя — воткнуть «вилку» некуда.
Сейчас такие светофоры-«попрошайки» остались на окраинах. Так, светофор, который стоит на повороте на Зеленоград, долгое время был бесхозным и питался непонятно от чего. Потом в его судьбе произошли перемены — бедолагу подключили к «розетке» поста ГАИ, а когда пост решили снести — к ближайшим гаражам.
Некоторые светофоры поставлены вообще неизвестно кем, документации на них нет, продолжает Шумский: «Светофор стоит и вроде работает. Но куда он подключен, с кем согласована схема регулирования, где у него наконец силовой кабель проброшен? Настоящий беспредел! Копнуть под него тоже не получится — вдруг разорвешь контакты...».
А вот еще один факт. В 1996 году на улице Подольских Курсантов, 20, временно был установлен светофор для нужд пивзавода. Потом городские власти «забыли» его снести — а соседние предприятия скинулись, отремонтировали его и настроили «под себя», чтобы удобно было въезжать и выезжать с работы. С тех пор на этом участке дороги постоянно пробки. «Этот светофор работает, но при этом не находится на балансе города, — говорит Шумский. — Недавно приехали сотрудники Центра организации дорожного движения правительства Москвы — хотели поменять фазы регулирования, так им это не удалось: выгнала охрана пивзавода».
Как быть и что делать — непонятно. «Необходимо, чтобы город взял эти светофоры на баланс. Для этого нужно идти в суд и признавать их бесхозными. Но как только начинается процесс — у светофора тут же появляется хозяин. Юристы не могут найти выход. Я писал докладную записку Собянину, он поручил разобраться Лямову, тогда еще курировавшему транспорт в Москве, потом Ликсутову. Такое ощущение, что проблема нерешаема. Департамент транспорта ничего сделать не может».
Проблемы, впрочем, возникают и с легальными светофорами, принадлежащими городу. По словам сотрудников экспертного центра, чтобы отрегулировать светофор, нужно потратить 1,5–2 года. «У нас был рекорд: мы выехали на место, определили проблему, а потом ждали 2,5 года, когда сотрудник городского ведомства найдет время подъехать и вставить новую плату, — рассказывает мой собеседник. — Из-за бюрократии 20-минутное дело растянулось на годы...»