«Я понимаю, что эта мера непопулярная, — начал свой отчет Насонов, — но это не изобретение Москвы. Так сейчас живет вся Европа и Америка. Вот и мы вынуждены».
В первую очередь власти озаботились информированием грузополучателей и перевозчиков о наличии свободных мест на стоянках для фур и возможности их бронирования. Эти сведения можно получать на сайте Минтранса области, кроме того, они будут передаваться по рациям, которыми пользуются дальнобойщики. На сегодняшний день организовано 4176 мест на спецстоянках, в ближайшее время они будут приведены в нормальное состояние, обеспечены необходимыми бытовыми условиями и охраной. Эксперты говорят о том, что области нужно 15 000 стояночных мест, однако Насонов заявил, что хватит и 10 000. Их планируется построить до конца года за счет привлечения частных инвесторов.
Больше всего Анатолия Павловича удивило то обстоятельство, что на сегодняшний день выдана всего тысяча разрешений из 12 000 возможных, которые дают право большегрузам передвигаться по МКАД в любое время суток. Он предположил, что в последний момент перевозчики опомнятся и побегут за этими пропусками. Поэтому центр по их выдаче переведен в авральное положение и, если надо, будет работать круглосуточно. Одно такое разрешение оформляется в течение 10—15 минут, его можно получить по двум адресам — в Гринпарке города Красногорска или на улице Вавилова, дом 5, в учреждении департамента транспорта ЦОДД. Впоследствии выдача пропусков будет осуществляться также и через Интернет.
Кстати, на въезде в Московскую область вдоль трасс власти Москвы должны были поставить информационные бигборды, а также предупреждающие и запрещающие знаки. Но не поставили. Что же касается областных дорог, то Насонов пообещал, что к утру 1 марта будет установлено 1320 знаков, запрещающих остановку и стоянку фур на подъездах в Москве в неположенных местах. Контроль за неправильной парковкой будет осуществлять весь личный состав подмосковной ГИБДД плюс 8 экипажей, оборудованных парконами — приборами автоматического контроля правил парковки и других нарушений ПДД. Кроме того, жители Подмосковья также могут пожаловаться на заехавшую к ним во двор фуру по телефону «горячей линии», который также есть на сайте областного минтранса.
«Я думаю, что 1 марта никакого коллапса не будет, — заявил Анатолий Насонов. — У нас не только МКАД является точкой проезда к любой другой федеральной трассе, но и дороги А-107, А-108. Каждый для себя уже выбрал свою дорогу: встанет на стоянке, воспользуется А-107 или А-108 или заплатит 300 рублей штрафа».
Несмотря на предварительную подготовку, первые «грузовые» запреты все равно оказались не ко времени — полноценного полигона для столь широкомасштабного проекта так и не появилось. На сегодняшний день в Подмосковье действует 199 стоянок для большегрузного транспорта на 4700 машиномест. Дополнительные отстойники оборудуют только к 2015 году — построят еще 55 стоянок на 6 тысяч машиномест. Тем не менее ограничения вступили в силу, и откладывать их «на потом» никто не стал. Грузовая проблема стоит на МКАД очень остро, чему свидетель последний снегопад в начале февраля. Тогда буксующие фуры практически полностью парализовали движение на окружной — вместо привычных часа-двух люди ехали по МКАД 5—6 часов.
— Для администрирования вводимых ограничений движения грузовиков на въездах на МКАД устанавливается порядка 150 дорожных знаков, — сообщил замруководителя департамента транспорта города Москвы Дмитрий Савченко. — Отслеживать нарушения будут с помощью камер фотовидеофиксации — для этих целей по периметру МКАД установлено порядка 100 видеорегистраторов. Знаки «стоянка запрещена» появились и на радиальных дорогах, ведущих в Москву. Отслеживать порядок там будут силами ГАИ и все тех же камер.
Штраф, который выпишут водителю за движение по МКАД без пропуска в неурочный час, сравнительно невелик — 300 рублей. Другое дело, что по действующему КОАП штраф будет взиматься не единично, а за нарушение каждого знака.
Первые 10 дней система будет работать в тестовом режиме, нарушителям будут присылаться предупреждения. Кстати, штраф за проезд по МКАД в неустановленное время скорее всего будет повышен до 1—1,5 тысячи рублей.