Площадь Тверской Заставы окружена строительными заборами уже больше 6 лет. Периодически их куда-то передвигают, но общее впечатление не меняется. Гости столицы, прибывающие на Белорусский вокзал, Москвы не видят. А москвичи, работающие или живущие в соседних районах, видят гигантские пробки.
Изначально на площади планировалось строительство тоннелей и подземного торгового центра. Но Сергею Собянину эта концепция не понравилась. Уже в конце 2010 года власти начали переговоры с инвестором о прекращении инвестконтракта и строительстве перед вокзалом исключительно транспортных сооружений — развязки и паркинга на 1,8 тыс. машино-мест. «Сейчас все организационные моменты решены. Инвестор передал городу площадку, перекладка инженерных коммуникаций на ней завершена, но вопрос уперся в публичные слушания», — говорит Хуснуллин.
Проект строительства транспортной развязки на площади Тверской Заставы в конце 2012 года власти презентовали в двух районах — Тверском (ЦАО) и Беговом (САО). Жители центра предложения проектировщиков в целом одобрили. А вот жители Бегового района — категорически забраковали. Причина — строительство эстакады через железную дорогу Смоленского направления от Бутырского Вала до Ленинградского проспекта. По мнению жителей и поддержавших их муниципальных депутатов, движение и вибрация от транспорта на уровне третьих этажей жилых домов сделают невозможным проживание в них людей. Кроме того, эстакада изуродует исторический облик Ленинградского проспекта, вдоль которого стоят здания «сталинской» эпохи, спроектированные известными архитекторами. (От дома 2 до дома 32 можно увидеть творения Готлиба, Хилькевича, Фридмана, Гриншпуна, Оскара Дидио, Шехтеля, Эрихсона и т.д.)
В Москомархитектуре «МК» пояснили, что решение о строительстве эстакады было принято после отказа от реконструкции Тверского путепровода, являющегося памятником (раньше планировалось его расширение). Предполагается, что после завершения всех работ машины по путепроводу будут двигаться только в одном направлении (из области в центр), а обратный транспортный поток примет на себя дублер, стартующий от Бутырского Вала. «Позиция жителей поставила нас в затруднительное положение, — признаются проектировщики. — Перестраивать Тверской путепровод неэффективно и чревато проблемами с защитниками архитектурного наследия».
На недавней встрече с жителями района Беговой префект САО Владислав Базанчук заявил, что избежать строительства эстакады при корректировке проекта не получится: «Эстакада останется, никуда мы от нее не уйдем. В противном случае — будут пробки». Единственное, что можно сделать, — это максимально приблизить развязку к Ленинградскому проспекту и вывести транспортный поток на основную магистраль у бывшего завода «Слава», а не у дома №14, как планировалось ранее.
Марат Хуснуллин пока не знает, когда будет готов новый проект реконструкции площади Тверской Заставы — и останется ли в нем эстакада. Позицию жителей он считает неконструктивной, а их доводы несостоятельными: «От эстакады гораздо больше пользы, чем вреда». Сейчас машины на подъезде к Белорусскому вокзалу стоят в пробке и чадят в окна тех же домов с удвоенной силой. После реконструкции дорога «поедет», а значит, неблагоприятное воздействие на экологию и условия проживания людей уменьшится.
Глава стройкомплекса говорит, что город хотел бы приступить к работам на площади у Белорусского вокзала весной. Необходимые средства — 10 млрд руб. — уже предусмотрены в городской инвестпрограмме. Нормативный срок реконструкции составляет 2–2,5 года. Это значит, что Ленинградка может стать полностью бессветофорной к концу 2015 года. Что касается площади у Павелецкого вокзала, то после трехлетнего ожидания чиновники все-таки решили разорвать контракт с инвестором, который бросил стройку на уровне котлована. Москва намерена изъять площадку, «компенсировав девелоперам траты по проекту». На это у мэрии уйдет не менее полугода. На месте несостоявшегося торгового центра правительство Москвы планирует в течение трех лет построить паркинг.