За зиму столица съела не один пуд соли

Для почвы реагенты еще более опасны, чем для обуви

Специалисты наконец подробно объяснили, каким же «порошком» посыпали столичные улицы всю зиму. По этому поводу на тематическом «круглом столе» ожидался многословный и острый разговор. В итоге эксперты признали, что идеальных реагентов не бывает. Вредное воздействие на окружающую среду неизбежно. Но бояться этого не стоит, ведь современные реагенты, по выражению депутата Госдумы Максима Шингаркина, «суть мы с вами».

Для почвы реагенты еще более опасны, чем для обуви

Сейчас кажется, что реагенты были всегда. Уже странно представить, что обувь может быть без белых подтеков. Но не всегда реагенты наносили такой вред. В советское время дороги и дворы посыпали солью с крупнозернистым песком. В начале 1990-х столица отказалась от использования песка на дорогах и перешла на техническую соль в чистом виде. И тут история приобрела черты триллера. Примерно 350 тысяч тонн соли высыпалось на город за зиму. Машины-распределители не могли дозировать вещество мелкими порциями. Поэтому соль лежала кучами. Она портила автомобили и обувь. Пары солей натрия разъедали электропровода. На некоторых направлениях перестали ходить троллейбусы. Из-за чрезмерного засоления почвы погибали растения. В 2001 году от технической соли отказываются в пользу менее агрессивных реагентов. В ход пошли ХКФ (хлористый кальций), ХКМ (модифицированный хлористый кальций), «Биомаг» (хлористый магний) и новый реагент «Нордикс» на основе ацетатов калия. Вещества хорошо справлялись со льдом. Однако ХКМ создает пленку на дороге, из-за чего тормозной путь автомобиля увеличивается в несколько раз. Это становилось причиной многих аварий.

«Если сравнить то, что происходит сегодня, и то, что происходило десять лет назад, то вы увидите, что разница приблизительно такая же, как между Черкизовским рынком и, я не побоюсь этого слова, дорогим бутиком, — объяснял собравшимся на «круглом столе» заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин. — У нас индивидуальный подход к каждой температурной ситуации в части применения реагентов. Есть, конечно, и шероховатости». Главная из них — вред, наносимый окружающей среде.

Современные реагенты на 60 процентов состоят из натрий хлора. «Мы его с вами едим, мы его просто сыпем в суп. Поэтому получить для человека токсически негативное воздействие, конечно, можно, но для этого нужно съесть пуд соли», — объяснял депутат. Но вредное воздействие солей на почву никто не отрицал. Компенсировать его призван другой элемент — калий хлор. Шингаркин называет его почти минеральным удобрением. «Эта смесь — суть мы с вами», — сравнивает он реагенты и человеческий организм.

Третий элемент — кальций хлор — погибель для обуви. Но он должен применяться только на дорогах. По логике, только наступив в дорожную лужу, можно испортить ботинки. На деле, конечно, получается по-разному. Четвертый элемент современных противогололедных реагентов — формиат натрия (муравьиная кислота). Такая экзотика применяется на тротуарах. Вспомогательным материалом служат мраморная и гранитная крошка. Мраморная, по мнению экспертов, лучше. Ногами горожан она стирается в порошок и не причиняет никакого вреда. Гранитная же крошка крепкая. Попадая в метро, засоряет эскалаторы.

Заказчиком технологии является Департамент ЖКХ города Москвы, а разработчиком — его специалисты. Что касается норм, то для Москвы этот порядок тоже широкий в зависимости от погодных условий. Запас реагентов, рассчитанный на всю зиму, иссяк в середине февраля. Зима ведь выдалась экстремальная. Таких снегопадов и обилия ледяных дождей столица не помнила давно. А дороги должны быть чистыми всегда. Основная работа начинается, когда снег уже выпал. Если есть предупреждение от метеорологов, дороги заранее обрабатываются противогололедным реагентом. Одни реагенты работают до минус 10, другие реагенты работают до минус 15 градусов, а после минус 20 — только фрикционные материалы, потому что соль уже бесполезна, она уже не работает на покрытии. Такого обилия и разнообразия реагентов не знает больше, пожалуй, ни один город мира.

«Здесь мы Европу опередили, и это повод гордиться, — утверждает Михаил Рейнов, член экспертной группы химико-экологической общественной экспертизы. — У них таких технологий нет. Они сыплют соль в разы меньше, чем в среднестатистических российских городах. Но, несмотря на это, их почвы засолились». Но Москва может опередить Европу не только по части реагентов, но и по части засоленности почвы.

«Почва — очень сложный поликомпонентный природный элемент. Выявить, какое конкретно химическое вещество стало инициатором вредного воздействия, к сожалению, практически невозможно, — объясняет Мария Водянова, научный сотрудник лаборатории гигиены почвы НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН. — По данным мониторингов, в почве содержатся не только противогололедные компоненты, но также полихлорированные бифенилы, тяжелые металлы. Это уже общая проблема состояния почв городов. Я думаю, что связывать высокие концентрации химических элементов с какими-то конкретными веществами не очень целесообразно. Самое главное — не нарушать технологию использования». Технологию могут нарушать не только неквалифицированные дворники, но и уборочные машины. В ближайшие годы их полностью обновят. И начнется переход с жидких реагентов на так называемые увлажненные. Первый положительный опыт уже получен. Эффективность распыления веществ не станет ниже, количество же влаги на полотне дорог снизится существенно.

Создать идеальный противогололедный реагент, который не разъедает обувь, не портит машины и не оказывает пагубного воздействия на окружающую среду, невозможно. Такой печальный вывод сделали все эксперты. Тем не менее при правильном использовании токсический эффект реагентов можно свести к нулю. Других вариантов у большого города, похоже, нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру