Как известно, главным церковным доводом в пользу программы было то, что в московских новостройках — больших спальных районах с населением 100—200 тысяч человек — храмов попросту нет. А потребность в них есть.
На запрос верующих церковь откликнулась масштабной программой строительства «200 храмов». Видимо, громкое название напугало многих жителей. Первым возник вопрос: «На чьи деньги?». За ним последовал другой: «А где же их ставить при плотной застройке спальных районов?». На церковь обрушился шквал критики. И как-то за скобками осталось то, что программа рассчитана на десятилетия. Все двести храмов и за двадцать лет могут не появиться. Новые храмы не купаются в финансовых потоках. Программа не монолит, и каждый приход стоит рассматривать отдельно. Где-то храм хотят возвести на пустыре, а где-то батюшки годами создавали приход.
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/64/15/7a/495_32525.jpg)
Напомним, что программа работает следующим образом. Городские власти выделяют участки под строительство. 61 участок уже передан Церкви. 77 находятся еще на стадии оформления. Когда будут определены все двести участков — вопрос не этого и не следующего года. Места согласовываются с жителями районов на общественных слушаниях. Городские проектные институты разработали более тридцати проектов типовых храмов, которые позволят удешевить строительство и в то же время помогут привнести архитектурное разнообразие. Строительство не финансируется из городского бюджета. Храмы возводятся только на пожертвования прихожан и спонсоров. Для координации был создан фонд «Поддержка строительства храмов города Москвы». Управлять всем процессом со стороны Церкви патриарх поручил епископу Подольскому Тихону, председателю финансово-хозяйственного управления Московского патриархата. Со стороны правительства Москвы проект курирует депутат Государственной думы, советник мэра Москвы Владимир Ресин.
Планируется не просто строительство храмов, но и духовно-просветительских центров. Это может быть воскресная школа, библиотека, клуб для молодежи, кинолекторий и так далее.
Чем храм может быть полезен неверующим людям? Например, во время лесных пожаров 2010 года Церковь провела масштабную работу по организации помощи погорельцам. Московские храмы превратились в пункты сбора вещей и продуктов. Об этом достаточно писали и говорили, но куда меньше обращали внимание на то, что аналогичная работа ведется во многих приходах постоянно. Существуют группы волонтеров, различные благотворительные проекты. Приходы помогают расположенным рядом больницам и детским домам, берут под патронаж одиноких стариков, занимаются с бездомными.
Но, несмотря на все эти доводы, противников строительства немало. Одна из их претензий — храмам отдается земля, на которой могли бы цвести парки. Это точно не про митинский храм. Храм Всемилостивого Спаса в Митине строится по адресу Пятницкое шоссе, владение 5. Он аккуратно уместился на небольшом участке земли у проезжей части в двух шагах от метро. Здесь проживает 170 тысяч человек, много молодых семей. И много православных. Верующий человек, конечно, не поленится проехать несколько остановок метро до ближайшего храма. Но старикам и детям такие путешествия утомительны. Поэтому храм нужен. Настолько нужен, что год назад прихожане молились под открытым небом. Собирались в любую погоду. Потом появился временный храм, совсем крошечный. Люди начали приносить иконы. Одна очень ценная — скорее всего, является прижизненным портретом преподобного Серафима Саровского. Некоторые иконы написаны самими прихожанами.
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/a3/8c/44/495_32526.jpg)
Настоятель храма отец Григорий Геронимус увлеченно рассказывает про приход. Кажется, он немного разочарован меркантильными вопросами: сколько денег жертвуют да сколько тратят? «А вот рабочие у вас — гастарбайтеры, мусульмане?» — задаю логичный, но неприятный вопрос. Оказывается, строители в основном славяне. Но этот момент непринципиален. Национальный вопрос в церкви не стоит. О вероисповедании тоже, кажется, не спрашивают. «Церковь не препятствует никому, кто желал бы поучаствовать в создании храма. И потом, и мусульманин, и даже неверующий человек тоже могут прийти к православию через строительство храма», — говорит отец Григорий. Новый храм будет завершен уже летом. Если получится, сохранят и временный храм, в котором уже столько молились. Будет у прихода и дом причта с крестильным храмом, помещением воскресной школы, библиотекой, трапезной. А пока воскресная школа собирается в соседнем жилом доме. Когда-то в этом помещении была парикмахерская. Прихожане своими силами сделали ремонт и в скромных белых стенах проводят встречи.
Но, в отличие от Митина, в других районах продолжаются споры между сторонниками и противниками. Православные не хотят оправдываться. «Вы, православные, все требуете по праву. Светское государство — не значит атеистическое. Государственный атеизм канул в Лету двадцать лет назад, и православные люди сейчас имеют все гражданские права», — такие слова звучат в памятке-рекомендации группам поддержки строительства православных храмов в Москве, опубликованной недавно в «Живом журнале». И далее: «Вы должны быть готовы к тому, что противники строительства могут использовать методы дезинформации, например: грязный пустырь будет именоваться «отнятым у них двором», а площадка с чахлыми деревьями-самосевками — «благоустроенным парком с вековыми деревьями». Памятка — по-видимому, реакция на недавние публичные слушания в Перове.
…Рядом со станцией метро «Шоссе Энтузиастов» у Владимирского пруда планируют построить храмовый комплекс общей площадью 1730 кв. метров, в состав которого войдут храм почти на четыреста человек и дом причта. В январе прошли публичные слушания. По итогам слушаний было решено: храму быть, жители не против. С результатами не согласен некоторые активисты, присутствовавшие там. Он заявляют, что регистрация участников происходила без предъявления документов. Поэтому согласие жителей — вовсе и не согласие. Приводятся и другие примеры: «В Войковском районе из двухсот участников слушаний, якобы подписавшихся за строительство, настоящими жителями района было человек сорок. Другой пример нарушений — в Тимирязевском районе. Там на слушаниях 1 февраля прошлого года большинство участников высказалось против строительства. А в заключении по итогам слушаний было указано, что большинство будто бы «за».
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/9b/00/05/495_32527.jpg)
Частый довод противников строительства — вырубка деревьев. Под перовский храм какая-то часть деревьев вырубаться будет. Но напротив Владимирского пруда раскинулся большой парк «Измайлово». Так что с зелеными насаждениями у жителей проблем нет. А вот территория вокруг пруда неприглядна и не ухожена. Рядом с выходом из метро всегда полно мусора. Так что в данном конкретном случае церковь может облагородить место.
Еще один популярный довод противников — ежедневный колокольный звон прямо под окнами жилых домов будет создавать помехи для многих жителей.
«Колокольный звон может злить только нездоровых людей», — считает отец Дмитрий Арзуманов. Он настоятель храма Св. Пр. Иоанна Кронштадтского в Жулебине. И об агрессивном неприятии колокольного звона знает не понаслышке. В звонаря храма уже стреляли из пневматики. Иногда звонят с угрозами. Вероятно, это делает один человек. На несколько тысяч спокойных всегда найдется, мягко говоря, неспокойный. Но заявления в полицию писать не стали. Может, сам образумится.
Храм в Жулебине — как раз классический вариант для программы «200 храмов». На огромный спальный район приходится одна небольшая деревянная церквушка. Первая литургия была совершена здесь в 2000 году. И, может быть, тогда одной церкви было достаточно для района. Но вскоре места стало не хватать. В праздники в храме даже сложно руку поднять, чтобы перекреститься. А зайдя внутрь, невозможно пробраться к выходу. Тесно и душно. На Пасху на крестный ход здесь собирается столько людей, что не помещаются даже во дворе церкви. Летом этого года наконец начали стоить большой храм.
«Согласовали с патриархией и с префектурой и начали строить. Даже до оформления всех документов, — рассказывает отец Дмитрий. — На деревянный храм, построенный в девяностые, документы мы только недавно получили. Вечно чего-то не хватало. Пока бумажка дойдет до нужной инстанции, она уже устаревает. И снова по кругу». Программа «200 храмов» попросту избавила настоятелей от этой бумажной волокиты. Но не решила финансовый вопрос. «Вот сейчас думаю, как отдавать 12 миллионов, — говорит отец Дмитрий. — Никаких кредитов. Просто болгары нам строят в долг. Они нас не торопят, но отдавать-то все равно надо. Конечно, это психологически тяжело. Все мы маловеры, мучаемся сомнениями. Это же такие суммы! Но Господь помогает. Как-нибудь разрешится ситуация». Болгары — это строители, давно осевшие в Жулебине. Братья по вере — тоже православные.
Кстати, этот участок рядом с деревянным храмом местные чиновники много лет не хотели отдавать. Пустырь, рядом с которым страшно было пройти поздно вечером, в официальных документах именовался «благоустроенной территорией с редкими видами растений». И часто получается так, что чиновники предлагают под строительство храмов место, где должны были возводиться гаражи. Жители возмущаются. Чиновники прикрываются Церковью. А вот подобные пустыри отчего-то цветут редкими видами растений…
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/91/c5/46/495_32528.jpg)
Грандиозную переписку с чиновниками затеяли и в Строгине. Временный храм на Строгинском бульваре стоит уже пять лет. Здесь сотни детей покрестили. В сентябре 2000 года первое письмо было отправлено мэру — с просьбой о предоставлении земли. А за ним полетели письма в патриархию, Москомрелигию, Москомзем, Москомархитектуру, НИИ Генплана, префектуру СЗАО, управу района Строгино и прочие, прочие, прочие учреждения. Только благодаря программе «200 храмов» был дан «зеленый коридор» оформлению документов.
...«А пойдемте покажу», — часто повторяет отец Георгий Крылов. И ему действительно есть что показать. Позади временного храма — целый городок из бытовок. Самых обычных бытовок, в которых живут строители. В одной — столовая, в другой — швейная, в третьей — библиотека, в четвертой — просфорня. Собственные просфоры — гордость храма. После того как кто-то украл ноутбук и телефон, бытовки стали закрывать на ключ. «А пойдемте покажу класс для малышей «Первые шаги», — проводит отец Георгий экскурсию по лабиринту бытовок. — У нас с ними занимаются профессионалы: психолог, массажистка. Пока родители стоят на службе, малыши под присмотром в классе. А в этом помещении сделали что-то вроде актового зала. Устраиваем тут и катехизаторские встречи, и концерты, и рождественские представления. Обидно, что места не хватает. Летом дети играют на улице».
Когда-нибудь на месте этих бытовок будет дом причта. Но, кажется, это очень далекая перспектива. Деньги приходят небыстро. С помощью префектуры расставили по округу ящики для сбора средств. В месяц выходит примерно 70 тысяч — со всего округа. В год можно собрать один миллион с пожертвований. Еще столько же — с продажи свечек, иконок и прочего. А чтобы достроить храм, нужно в сто раз больше. Без меценатов будет трудновато. Бывает, большие суммы жертвуют организации. Отец Георгий показывает на фундамент кирпичного храма: «Это строительные фирмы. А верх храма — космос». Не сразу понимаешь, что это не философское замечание, а сфера деятельности щедрых жертвователей. Используют и электронную рассылку с просьбой помочь возвести храм, но откликается не более одного процента.
«А пойдемте покажу бухгалтерию с канцелярией», — предлагает отец Георгий. Неужели они нужны храму? «Что вы! Бумаги в налоговую, бумаги в патриархию, финансовые отчеты, договора, трудовые книжки… Мы же полноценная организация. Очень непросто все».
А в крошечном кабинете у отца Георгия бесценные вещи — древние книги. С любовью раскрывает толстый переплет и рассказывает про свою диссертацию по старообрядчеству. И тут же — раз: «Держите подарочек — диск с песнями нашего хора. Молодежь к нам приходит активно. Мы называем это научно-популяризаторский клуб. А проще говоря — жизнь, жизнь прихода». И снова: «А пойдемте я вам клуб покажу».
«Служение священников, назначаемых настоятелями новых храмов, — подвижническое, жертвенное, — говорит епископ Подольский Тихон. — Им ведь приходится все с нуля начинать. Собрать приход, начать богослужебную жизнь, собрать пожертвования на строительство, следить за ходом производства работ. Приходится приобретать новые знания и умения — ведь ни в семинарии, ни в академии премудростям строительного дела пока не учат. Я обращаюсь ко всем вашим многочисленным читателям, живущим неподалеку от строящихся храмов. Подойдите, познакомьтесь со своим батюшкой, помогите ему чем можете. Новые храмы — это для каждого из вас шанс сделать что-то хорошее, вечное. Они будут такими, какими вы их построите. Приход может стать для каждого из вас очень важным местом в жизни».
МЕЖДУ ТЕМ
В ходе опроса, проведенного исследовательской службой «Среда»: 41% россиян согласились с утверждением «Я исповедую православие и принадлежу к Русской православной церкви». Интересно, что среди москвичей этот показатель выше — 53%. Кроме того, высокие показатели принадлежности к православному вероисповеданию и Церкви наблюдаются в Тамбовской и Липецкой областях, а Москва оказалась лидером по доле жителей, прочитавших Евангелия.
Несколько интересных фактов из телефонного опроса двух с половиной тысяч жителей Москвы (включая два новых административных округа) летом 2012 года: москвичи любят свой город, респонденты с осознанным вероисповеданием оказываются более толерантными, православные москвичи, как правило, имеют высшее образование и готовы к общественной работе, а каждый десятый житель столицы посещает богослужения раз в неделю и чаще.
Православные респонденты преимущественно посещают богослужения несколько раз в году — так поступают 40% верующих. Еженедельно приходят на службу в храм 3% — столько же, сколько и в среднем по России. 15% православных признались, что вовсе не посещают службы. 4% неверующих посещают богослужения раз в год и реже, остальные 96% не делают этого вовсе.
Посетителями церковных богослужений чаще оказываются женщины: 31% участвует в службах несколько раз в год, в то время как среди мужчин таковых 16%. 49% представителей сильного пола вовсе не посещают религиозных служб, с ними солидарны 30% женщин.