Тоннель Москве нужен. Он является важнейшим элементом т.н. Северо-Западной хорды, которая соединит сразу несколько районов Москвы. Но сложность проходки усугубляется тем, что Алабяно-Балтийский тоннель проходит сразу под тремя транспортными объектами — Ленинградский тоннель, Волоколамский тоннель и линии метрополитена. В качестве примера можно привести такую цифру: расстояние от Алабяно-Балтийского тоннеля до тоннеля метрополитена всего 2,5 метра. Мало того, работы ведутся по плавающим грунтам, тут же проходят коллекторы подземной речки — Таракановки.
Мастера объясняют всю сложность работы, которую они осуществляют. В силу того, что место окружено множеством зданий, пройти весь тоннель большим горнопроходческим щитом оказалось невозможно. В шахте на самом деле видно, как струится вода. Рабочие объясняют, что прежде чем начинать проходку, в грунт по специальным трубам под большим давлением подавался раствор, и уже после того, как грунт был закреплен, его проходили так называемым малым горнопроходческим щитом. И таких отверстий от малого щита надо было сделать множество.
Неудивительно, что для контроля над состоянием тоннеля потребовался ЦУП. Не Центр управления космическими полетами, конечно, а Центр управления проходки. Сюда на многочисленные экраны подается информация со 140 датчиков, расположенных в тоннеле. Диспетчер, образно говоря, следит за дыханием тоннеля и в зависимости от ситуации увеличивает или уменьшает давление цемента в подающих трубах. По словам диспетчера, в начале строительства иной раз приходилось работу приостанавливать. Бывало, что дежурили сутками.