Сегодня неблагополучная с точки зрения автомобильных краж ситуация объясняется не столько общим ухудшением криминогенной обстановки в Москве, сколько ростом благосостояния москвичей. Официально в Москве зарегистрировано 4,4 миллиона транспортных средств. Если посчитать вместе с Московской областью, то получится уже 7,3 миллиона. А это — 40% от автопарка всего Центрального федерального округа. К тому же ежедневно через Москву проезжают транзитом около 2 миллионов авто.
За последние 9 месяцев из Москвы похищено 10 148 автомобилей. При этом на кражи приходится 8558 случаев (за аналогичный период 2011 года было 7744). И из уже этих преступлений на сегодня раскрыто лишь 484.
Непосредственно угонами полицейские назвали 1373 преступления; еще 135 квалифицированы как «грабежи» и 82 — как разбой.
За совершение всех этих преступлений в Москве задержано 789 человек, из которых 290 иногородние и 352 — москвичи.
По статистике
Московские сыщики отмечают, что ситуация с угонами особенно плачевна в тех местах города, где ощущается нехватка гаражей и прочих мест хранения авто. Лидирует в этой номинации Южный округ, продемонстрировавший в этом году прирост угонов на 340 случаев, а также Северо-Восточный (плюс 215 преступлений) и Восточный округа.
...Описанная обстановка явно не вызвала оптимизма у экспертов. Но депутаты выслушали несколько интересных предложений, способных переломить ситуацию.
К примеру, одна частная компания предлагает водителям так называемую радиопеленгацию.
— К сожалению, ни одно техническое средство не способно защитить от угона — эта борьба безнадежно проиграна, — говорит директор компании Роман Лейбе. — Сегодня угоны стали очень выгодным делом, приносящим миллиардные прибыли. Поэтому единственный выход — сделать этот бизнес неэффективным.
Последнее господин Лейбе считает делом технически несложным. Достаточно установить в автомобилях радиопередатчики, место установки которых надежно зашифровано. И если такую машину угонят, система вычислит сигнал с помощью системы радиопеленгации. Остальное, как говорится, дело техники.
Представители одной общественной организации привели пример Великобритании, где огромным спросом начали пользоваться рейтинги наиболее защищенных автомобилей. Именно из их списка покупатели и выбирают себе будущих личных «коней» и «ласточек».
Сами полицейские считают, что их работу здорово облегчило бы создание единой базы так называемых тотальных автомобилей (то есть тех, что «умерли» в ДТП, — их номерными знаками часто пользуются угонщики). Еще одна серьезная проблема — брошенный автотранспорт, с которого угонщики также нередко снимают номера. И еще неплохо было бы оборудовать системами видеонаблюдения все городские парковки. И, наконец, в последнее время серьезную досаду у ГИБДД вызывает большое количество автомобилей с прибалтийскими номерами, за рулем которых, как правило, сидят бомбилы из Таджикистана и Узбекистана. «И они друг у друга эти машины угоняют. Можно ли как-то вообще убрать их с улиц нашего города? У нас и так пробки везде», — выдал неожиданную просьбу к властям Михаил Ситохин. «Нет машины, нет проблемы», — улыбнулась на это глава думской комиссии Инна Святенко.
Тем временем у мэрии есть свои планы по решению этой серьезной проблемы. Как заявил глава Департамента по региональной безопасности Алексей Майоров, уже сегодня можно говорить о создании системы, которая существенно повлияет на ситуацию в городе. Речь идет об объединении сразу нескольких баз данных, работающих в городе: системы видеонаблюдения во дворах и в местах стоянок; системы, которые регулируют движение общественного транспорта в Москве, а также системы видеофиксации ДТП. По словам Майорова, сегодня оперативнику, занимающемуся делом об угоне, нужно пройти 7 кругов ада, чтобы получить доступ ко всем этим системам. Однако правительство Москвы договорилось со службами ГИБДД и МВД о создании оперативного доступа к информации этих городских сервисов. До конца года потребность в доступе к этим базам данных будет удовлетворена на 30%. «Тогда оперативные работники смогут в режиме реального времени узнавать, кто был во дворе во время угона; получать записи со всех ближайших перекрестков и доводить автомобиль до конечной точки», — говорит Майоров. По словам чиновника, сегодня хуже всего обеспечены системами видеонаблюдения гаражные кооперативы и прочие парковочные пространства. «Мы экономим там, где экономить нельзя», — заявил Майоров и обратился к автомобильному сообществу, контролирующему парковочное пространство, с просьбой «брать его под технические средства видеонаблюдения и включать эту систему в единое информационное пространство». «Тогда условия совершения преступлений будут затруднены», — считает чиновник.