Днем 28 октября свет в Москве не гас и перебоев с электроэнергией не было. Тем не менее, по данным столичных спасателей, в разных районах города под тяжестью снега повалилось более 20 деревьев. Правда, от их падения никто не пострадал. А вот из-за рухнувшего металлического навеса кафе пострадали две женщины. Как сообщили «МК» в МЧС, неприятность произошла примерно в 9 утра в кафе, расположенном рядом с Домом кино на улице Васильевской. Металлический тент не выдержал мокрого снега и повалился на головы двум сотрудницам заведения общепита. В здании находились и их коллеги, которые вызвали «скорую помощь», доставившую женщин в НИИ Склифосовского. У обеих сотрудниц кафе медики констатировали сотрясение мозга. Стоит отметить, что неприятности можно было и избежать: подобный тент должен использоваться лишь в летнее время года. Однако его почему-то никто не демонтировал до конца октября.
Подобное легкомыслие продемонстрировали и многие автомобилисты. В результате очереди в шиномонтажах побивают все рекорды, в некоторых местах на «операцию» стоит по десять (а то и больше) машин. Для справки скажем, что на переобувку одного автомобиля в среднем уходит
— Наплыв такой, что нам пришлось ввести у себя запись, — говорит работник шиномонтажа Иван. — Только так и работаем. У нас банально нет места держать в очереди десяток автомобилей. Они только на дороге встать смогут. Но тогда движение окажется перекрытым. Плюс к этому мы еще и рабочий день удлинили на час. Теперь работаем до 11 вечера. Соседи-гастарбайтеры круглосуточно вкалывают. Но делают все хуже.
Шиномонтажисты сделали себе компенсацию за «усердие». Цены выросли примерно на
Олег Адамович
Алексей Синяков
А как у них?
Случилось так, что мой начальник добирался из Варшавы в Москву в ночь с субботы на воскресенье (как замечено еще Шекспиром, стихийные бедствия не приходят в одиночку). Коллега был удивлен: в Польше снегу по колено; таджикских дворников-гастарбайтеров нет; субботний выходной — святыня. Поэтому сугробы никто не убирает, как и положено первому снегу, они активно тают. Но — нет луж.
Тайна чистоты кроется в различиях стандартов укладки дорожного покрытия в Европе и России. Евросоюз часто ругают за излишне жесткие, бюрократизированные стандарты. Когда начинают мерить кривизну огурцов, это действительно немного раздражает. Но для дорог жесткость оборачивается благом.
Дороги в Европе обязательно строятся скатом: середина всегда чуть-чуть выше боковин. Он настолько плавен, что незаметен на глаз, но вода по нему исправно стекает. Чтобы этого добиться, европейцы изменили профиль асфальтовых катков. В России по СНИПам тоже надо делать профиль «горкой». Но катки у нас прямые, поэтому не особо выходит. Да и нарушается технология сплошь и рядом.
Второе — дренаж, особенно на боковинах. В России при ремонте дорог снимают только асфальт (иногда лишь верхний слой). В Европе законодательно запрещено класть новый асфальт на старый: дренаж (крупный гравий, затем мелкий, затем песок) обязательно меняют вместе с дорожным покрытием.
Ну и третье: в Европе просто чаще чинят дороги, не допуская истирания и образования колейности. То и другое приводит к тому, что вместо «горки» на покрытии образуется впадина. По законам физики она заполняется водой, образуя лужу.
Павел Чувиляев
Какую резину выбрать?
Как правило, горожане колеблются между двумя вариантами: взять шипованную шину или с присосками. На льду шипы дают большую уверенность: лучше тормозят и маневрируют. Но только в том случае, если покрышка качественная. Шипы должны торчать на 1,5 мм. Если меньше — толку от них будет немного. На асфальте шипованные покрышки тоже дают преимущество по сравнению с присосками, но в снегу решающим фактором становится рисунок протектора.
Шины с присосками могут заинтересовать по двум причинам: первое — они дешевле шипованных, второе — в городе почти не уступают своим конкурентам. Так как у нас дороги заливают огромным количеством реагентов, наткнуться в Москве на настоящий гололед трудно. Хуже другое: химия сохнет дольше по сравнению с той же подсоленной водой. Это означает, что машинам приходится ездить по мокрому асфальту. В таких условиях решающим фактором является величина пятна контакта. То бишь площадь, которой шина касается дороги. Она зависит от того, насколько качественно отводится вода из-под колеса. На это влияют канавки на протекторе и так называемые ламели (мелкие z-образные углубления на рисунке). Чем их больше, тем в общем-то лучше. Если автомобилист не собирается покидать Москву — можно брать шины с присосками. Но при частых поездках в область советуем выбрать шипы.
Бытует миф, что зарубежные шины лучше, чем отечественные. На самом деле почти у всех производителей состав резины идентичен где-то на 90%. Главная же разница заключается в рисунке и экспериментах с оставшимися 10%. Разные компании применяют разные фирменные присадки.
Олег Адамович