Общие проблемы, дискредитирующие идею выделенных полос в Москве, очевидны. Схема выделенных полос представляет собой разрозненные участки, никак не связанные между собой. Однако общественный транспорт ходит не только по ним, но также и до них, и после. И если на самой выделенной полосе скорость движения автобусов увеличивается, то на прилегающих дорогах она, увы, снижается. Еще одна особенность выделенных полос — почти все они обрываются у МКАД. Выехав за кольцевую дорогу, автобусы стоят в пробке наравне с остальными машинами, что не делает их более привлекательным видом транспорта.
— Абсурд начался с первого дня появления выделенных полос, — говорят авторы исследования. — Большинство горожан узнали об их вводе совершенно случайно. Осенью прошлого года на дорогах появилась разметка и запрещающие знаки. Потом выяснилось, что полосы только планируются к вводу, а разметку нанесли заранее. Через пару недель запрещающие знаки стали завешивать. А через несколько месяцев часть «занавесок» слетела. В итоге большинство водителей до сих пор не понимают, какие полосы уже действуют, а какие еще нет. Отсюда неразбериха и всеобщее недовольство автомобилистов. Масла в огонь добавило введение штрафа в размере 3 тысяч рублей за выезд на полосу общественного транспорта.
Аналитики задают принципиальный вопрос: полосы для общественного транспорта дублируют линии метро (для его разгрузки) или же создаются для более быстрого подвоза пассажиров к нему? Пока не получается ни то, ни другое. Например, выделенная полоса на Липецкой улице должна идти до станции метро «Кантемировская», а не «Коломенская», так как подавляющее количество пассажиров едет именно к метро. Лишние километры выделенки отнюдь не способствуют разгрузке движения.
Из-за того, что выделенки располагаются на правой крайней полосе дорог, автомобилистам приходится выезжать на них, например, для съезда направо. Это, в свою очередь, тормозит движение автобусов, особенно если на ближайших дорогах имеются заторы.
Случается, что машины блокируют проезд автобусов в ожидании зеленой стрелки светофора. Избежать этого можно, построив дополнительные полосы для съездов направо.
— Нельзя вводить выделенные полосы без проведения реконструкции магистралей или как минимум организации заездных карманов, которые позволяют развести движение общественного и личного транспорта, — говорят транспортники. — Пример: пересечение Липецкой и
Еще один вопрос (впрочем, скорее, риторический): появится ли обособленная полоса на Кутузовском проспекте? Напомним, что ее собирались ввести до конца 2012 года, но планы очень быстро изменились: она попросту исчезла со схемы.
Вопиющий пример (см. фото): выделенная полоса блокирует въезд на новую эко-парковку на проспекте Андропова. Попасть на нее теперь можно одним способом: нарушив Правила дорожного движения. Исключение — выходные дни, когда власти разрешили автомобилистам пользоваться выделенными полосами. Но такой подход, мягко говоря, нерационален.
— Власти хотят, чтобы как можно больше людей пересело с личного транспорта на общественный. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо выполнить множество условий: открыть перехватывающие парковки, ввести удобные проездные билеты на все виды транспорта. Но, кроме нанесения разметки, ничего не сделано. Все это и привело к недовольству автомобилистов и затруднению в движении транспорта. А главная цель так и не достигнута. Водители по сей день предпочитают ездить по городу на собственных авто, — подытоживает руководитель Экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
Сейчас эксперты готовят предложение по введению еще одной выделенной полосы — на улице Подольских Курсантов. Правда, из-за того, что дорога сужается, ее нужно будет расширить на протяжении около километра. Но овчинка стоит выделки: эта мера позволит свободно ездить по «персональным» полосам и общественному транспорту, и личному.