— «Выход в город» — это синтез стремления горожан к познанию Москвы и контента самой программы — интересных объектов и тем экскурсий, интереса к личности определенного гида, — рассказали «МК» в оргкомитете проекта. — К примеру, как только мы включили экскурсию «Посольское дело» в наш проект, количество желающих зарегистрироваться в считанные минуты стало рекордным. Очень популярны программы «Дом Пашкова» и «Заповедный Арбат». На экскурсию в Алексеевский монастырь пришло 70 человек вместо 30. К слову, такие ситуации случаются. В таком случае гид может отказать в экскурсии тем, кто не в списке.
Чтобы попасть на экскурсию, нужно записаться на нее на сайте проекта и не забыть потеплее одеться, если маршрут пешеходный, — большинство экскурсий длится два часа, а некоторые и все четыре.
Самые интересные маршруты, конечно, авторские. Таких программ в проекте больше 30 — например «1812 год», «Режиссеры о своих театрах», «Что помнят улицы Москвы?», «Дома и их обитатели: любовь, дружба, вражда», «Архитекторы и строители Москвы» и «Битва за Москву. Сивцев Вражек возвращается»... Последний маршрут, пожалуй, самый проблемный, ведь судьба памятников, о которых рассказывает «Битва за Москву», еще не решена.
Сложной судьбе квартала № 175, который помнит Пушкина, Есенина, Маяковского и Высоцкого, посвящена авторская программа, разработанная общественным инспектором Департамента культурного наследия города Москвы Ларисой Хашуш. Она, как никто другой, знает, что значит сражаться за историческую Москву, ведь сама живет в доме, который в начале ХХI века оказался в центре градостроительных войн за территорию... В Москве на поле архитектурных битв «полегли» сотни, если не тысячи памятников архитектуры. На месте исчезнувших зданий неизменно вырастали современные гиганты — вместительные, высотные и подчас невозможно ужасающие и абсолютно не вписывающиеся в общий городской пейзаж. Такой новодел должен был появиться на месте дома № 42, где когда-то красовалась усадьба в стиле модерн, возведенная архитектором Буровым. Теперь Лариса может показать только останки усадьбы Ольги Лопатиной. Рассказав об исторических зданиях в квартале № 175, ограниченном улицей Арбат, переулками Плотниковым, Сивцевым Вражком и Денежным, Лариса приводит группу в небольшой садик в переулке Сивцев Вражек. За полуразрушенной каменной беседкой с колоннами виднеется гора строительного мусора. Эта груда высотой с одноэтажное здание — все, что осталось от комплекса начала прошлого века.
— Усадьбе был присвоен статус памятника регионального значения, но было уже поздно — в 2008 году инвестор снес основную часть усадьбы, — рассказывает Лариса. — Только упорство жителей, которые ложились чуть ли не под колеса экскаватора и даже дрались за квартал, и вмешательство первого прокурора района остановили снос и планирующуюся стройку элитного жилого дома в стиле хайтек на 9 тысяч кв. м с подземной парковкой.
Центром спасения усадьбы стал Дом-музей Есенина, где несколько лет подряд собиралась инициативная группа местных жителей. Здесь хранится видео, зафиксировавшее события недавних лет. Что делать с руинами, оставшимися от усадьбы, уже решили.
— Разработан проект восстановления усадьбы, он предполагает, что на этой территории появится краеведческий музей и школа искусства. Но пока судьба этого места еще не решена — только в 2012 году удалось добиться запрета на продолжение строительства, однако инвестконтракт с застройщиками еще не закончился, — продолжает рассказ Лариса уже в Доме-музее Есенина.
Кстати, за Дом-музей Есенина тоже пришлось сражаться. Не со строителями, а с разрухой. В середине