Сидит передо мной обаятельный мужчина с палочкой, бывший капитан милиции, бывший районный кунцевский депутат, сам распределявший когда-то квартиры нуждающимся и попавший теперь в почти шуточную передрягу.
Но Александру Михайловичу не до смеха. «Сепаратный мир» с бывшей женой, которая вот уже 12 лет ждет, когда они наконец разъедутся, грозит лопнуть в любой момент.
А все из-за пресловутого закона города Москвы № 29, принятого аж в 2006 году, — остальные коллизии Карпиных — уже следствие несовершенства нашего законодательства, — подтверждают и официальные органы.
— По этому закону бывшие супруги, получая новое жилье, больше не могут разъехаться и жить отдельно друг от друга, — объясняет сам Александр Карпин. — Это было сделано для того, чтобы люди не разводились фиктивно ради получения даром нескольких квартир. Теперь, даже если ты живешь с женой раздельно и очень давно, даже если вы сосуществуете как кошка с собакой, — все равно для очередников дают на всех одно жилье. Ругайтесь и дальше!
Сами власти объясняют это так: дескать, Москва переполнена одинокими людьми, поэтому не должно плодить новых разведенок. А поселишь бывших супругов на одни квадратные метры, глядишь, они и помирятся, новых деток заведут.
Правда, может быть и наоборот — сковородкой по голове...
Но пенсионер Карпин говорит, что он не будет сковородкой — человек порядочный. И насчет новых деток тоже вряд ли. Возраст не тот. А единственная дочь вышла замуж и от родителей уехала.
Остались Карпины куковать на 45,2 м2 общей площади — включая балкон и туалет. «А на две комнаты у нас приходилось всего 30,6 кв. метра полезной площади, но сейчас все считается вместе», — разводит руками Александр Михайлович. Тесновато, конечно, ничего не скажешь.
К 2012 году в очереди до них стояли 2673 человека. «Обещали пропустить до Нового года очередников
Не знаю как, но Карпину удалось объяснить свою ситуацию в Мосгордуме, депутат Александр Милявский пошел ему навстречу, пообещал, что все-таки будут
Вас тут не стояло!
— 29 июня мне звонят из департамента — подобрали вам жилье, на Можайском шоссе, идите смотреть! Экс-жена в деревне, я ей позвонил, порадовал и пошел, — продолжает Александр Михайлович. — Понимал, что кочевряжиться не стоит, надо брать, что дают...
Пятиэтажка. Кирпичная. Тесненькая, но ничего: 28,9 — общая площадь вместе с балконом — 29,4, и комнатушка — 15,7. Зато своя. Желанная, долгожданная.
— Извините за подробности, но все они важные, каждый сантиметр, оказывается, теперь у нас на учете, — разводит руками пенсионер.
Карпин, по его собственным словам, находился в полнейшей эйфории — даже от того, что получил. «Через неделю готовим документы, ждите», — сообщили чиновники.
Через неделю действительно позвонили: «Вам отказали!»
«Как?! За что?!» — «У вас в квартире нашлись лишние 60 сантиметров».
Ногу негде поставить, сумку положить, стул будет стоять только на трех ножках...
«Я не мог понять, какие это лишние 60 сантиметров, пока мне не объяснили, оказывается, общую площадь квартиры насчитали так — нашу с женой старую квартиру 45,2 кв. метра приплюсовали к моей новой с балконом — получилось 74,60. А на двух человек по стандартам Москвы положено 74 метра. 60 сантиметров лишние, как ни крути!».
«Ну, может, как-нибудь?!» Не положено! — извечный ответ всех чиновников, хоть от жилья, хоть так.
Куда он только не ходил жаловаться. Дошел до Департамента жилищной политики Москвы. Официальное письмо — и снова отказ. Ответ один. Если перевести на человеческий язык с официального — слишком многого хотите.
— Господи, хоть бы не было этого дурацкого балкона, в нем всего-то полметра, авось с 10 см лишними меня бы пропустили, а теперь я даже купить лишние сантиметры по рыночной цене не могу! Запрещено! — горюет Александр Михайлович Карпин.
Как знать, как знать!
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что квартирный вопрос Александра Карпина должен быть разрешен положительно. Но ведь в подобной ситуации может легко оказаться и кто-нибудь другой...
Комментарий «МК»
Галина ШАЛАМОВА, главный специалист Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Западном округе:
«Разумеется, я знаю непростую ситуацию с Карпиным. Дело в том, что раньше вопросами предоставления жилья занимались префектуры и управы, они лучше знали своих очередников и более детально вникали в проблемы. А теперь эта работа лежит на Департаменте жилищной политики, там сразу несколько управлений. Одно — по реализации жилья — пропускает Карпина с его лишними сантиметрами, а другое — правовое — нет. Потому что действительно есть такой закон: не давать лишнего! Как будто бы под этот закон можно всегда подогнать метраж предлагаемой квартиры. Тютелька в тютельку. Все всё понимают. Ситуация вроде как даже анекдотическая. Но никто не хочет помочь человеку и лично подписать ему документы на это жилье».