Книжная пыль и Всемирная паутина
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года описывает перспективы развития музеев, театров, досуговых центров и тому подобного — в том числе библиотек. Согласно документу, в 2012 году планируется увеличение посещаемости учреждений культуры (по сравнению с 2007 годом) на 10%, а также повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 82,3% от норматива. К 2020 году следует довести оба показателя до стопроцентной отметки.
Норматив комплектования таков: для населенных пунктов с численностью менее 25 000 человек — 250 экземпляров книг на 1000 населения, для городов с количеством жителей от 25 000 до 50 000 — 225 изданий. При большем числе горожан норматив — 200 книг на тысячу.
Не очень понятно, правда, к какому числу читателей следует прибавить 10%. Сами библиотеки не считают посещения с точностью, достаточной для построения статистики, а энтузиасты со стороны этим не интересуются. Низкая популярность читален порой доводит некоторых директоров до самого настоящего обмана. Библиотекам важна посещаемость: они регулярно сдают наверх отчеты, где прописано, сколько было гостей и когда; в соответствии с этими рапортами рассчитывается бюджет на будущее. Поэтому нечистые на руку сотрудники заключают с администрациями учебных учреждений контракт, где указано, что школа будет возить детей на лекции и экскурсии в эту библиотеку, а администрация, в свою очередь, отблагодарит директора, завуча — всех причастных. Вследствие таких договоров в лекционных залах регулярно можно наблюдать группы школьников с глазами, полными тоски.
Заведомо неудовлетворительные результаты навели власть имущих на мысль о том, что стоит расширить функционал библиотек, превратив их в некое подобие интернет-кафе. Еще в 2006 году Юрий Лужков высказал мысль о создании «интеллект-центров». За необычным названием скрывается целый комплекс разнообразных структур: и читальный зал, и интернет-клуб, и театральная студия, и спортивный комплекс. Все это планировалось возводить на базе публичных библиотек: в зависимости от возможностей где-то поставили компьютеры, где-то воздвигли сцену и организовали театральный кружок.
Лучше всего москвичи приняли идею Интернета в читальных залах. Зайдя в библиотеку имени А.П.Чехова, я увидел троих посетителей, сидящих за компьютерами, и еще троих, читающих книги. Даже исходя из таких скудных наблюдений, вывод сделать можно: половина посетителей заходят в библиотеку вовсе не в поисках книг любимого писателя. Это подтверждает сотрудница учреждения: «В день бывает порядка 40−50 посетителей. Из них порядка двадцати заходят проверить почту и посмотреть погоду. Летом это число, естественно, уменьшается». Появление Интернета помимо чисто развлекательных целей стало серьезным подспорьем в работе библиотекарей. Если раньше они были вынуждены килограммами закупать журналы и газеты, то теперь в этом нет нужды.
Следующий шаг в процессе интеграции библиотек в современную жизнь — создание медиацентров. Они будут доработаны таким образом, чтобы посетитель мог оперировать любыми носителями данных — будь то диск, флэш-карта или ссылка на файл в Интернете. Также в инновационных учреждениях появятся кафе, пуфики, разнообразные залы — чтобы каждый мог заниматься тем, чем он хочет. Главная функция библиотек — выдача книг — будет реабилитирована с помощью специальных пунктов с литературой, расположенных в каждом районе Москвы. По неподтвержденным данным, к 2015 году в ЦАО планируется построить 12 медиацентров.
Впрочем, Интернет — не единственная приманка для посетителей. Изобретательные библиотекари придумывают множество других способов привлечения внимания. Один из проектов — превращение произведений из школьной программы в аудиокниги. Озвученные известными актерами тексты прекрасно воспринимаются молодежью. Еще одна задумка — живая библиотека. Все происходит так же, как обычно: читатели приходят, получают абонемент, выбирают книгу. Идея в том, что «книга» эта — живой человек. Собеседником может оказаться кто угодно — учитель, хирург, полицейский.
Лето с книгой
Руководство Библиотеки имени Некрасова не стало отказываться от главного в библиотеке — книги. Вместо этого было изменены декорации: душным читальным залам администрация предпочла парк. Летом в саду имени Баумана под открытым небом стоял шатер, где был организован читальный зал. Прийти мог каждый, для этого необязательно быть жителем Басманного района: завести абонемент можно было прямо там — не доходя до основного зала.
Основные посетители — родители с детьми. Профессиональные психологи вместе с малышами мастерили развивающие поделки, читали сказки, рисовали, играли в развивающие игры. Все занятия были абсолютно бесплатны. Многократные посещения не подразумевались — тем не менее многие родители старались не пропускать занятий. «Я старалась водить Алину на занятия как можно чаще. За лето дети многое забывают — потом и в саду, и в школе получается так, что твой ребенок отстает, — говорит мама одной из занимающихся. — А обычные секции на каникулы закрываются. Хорошо, что город на благотворительной основе предоставил возможность занять детей на летний период».
В знак заботы о мамах наряду с детскими книгами в читальню привозили еще и популярную литературу. Если желаемого не оказывалось в наличии, работники подвозили томик из основного здания — хотя проще и быстрее дойти и взять самому, благо здание библиотеки находится буквально в километре от сада.
Читальня регулярно проводила различные мероприятия. Например, в конце июня состоялся Экоквест. Участники игры учились отличать некоторые виды деревьев, выявляли их особенности. Детям предлагали различные задания, которые они должны были выполнять, — а за помощью можно было обратиться к библиотекарям. В конце июля проводился литературный утренник — посетителей с детьми ждали разнообразные игры, сказки и развлечения. В начале сентября летняя читальня закончила свою работу — финальным аккордом стало празднование Дня города.
Читальный зал — друг молодежи
Подобные мероприятия — хороший способ привлечь молодых, активных читателей, которые потом, возможно, станут завсегдатаями. У них есть только один недостаток — они однодневны, а значит, через пару недель никто о них и не вспомнит. Другое дело, когда у посетителя есть постоянный интерес. Для этих целей некоторые библиотеки организуют кружки, дискуссионные клубы, регулярные киносеансы, турниры настольных игр и прочее. Передовиком в этой сфере выступает Библиотека для молодежи, где можно занять себя самым разным образом: от просмотра кинолент и игры в «Мафию» до театрализованных постановок.
Так было далеко не всегда. В начале 2006 года, когда библиотека была передана новой команде, она являла собой удручающее зрелище: грязные занавески, мутные, серые стекла в потрескавшихся ставнях и редкие фигуры старушек, перелистывающих газетные листы. При всем при этом на фасаде большими буквами красовалась надпись: «Библиотека для юношества». Команда решилась на радикальное обновление всего интерьера. Через два с половиной года на первом этаже здания расположилось уютное, чисто убранное помещение. В течение следующих нескольких недель рабочие неустанно заносили столы, стулья, шкафы, люстры и тысячи, тысячи томов литературы. Вместе с внутренним убранством поменялось и название: теперь невиданный доселе аттракцион называется «Библиотека для молодежи».
Возникает резонный вопрос: откуда у финансируемой государством библиотеки взялись деньги на серьезный ремонт? Ответ прост: одной из главнейших статей расхода обычно является периодика. Руководство библиотеки решило максимально сократить затраты на журналы: они рвутся, портятся, быстро устаревают — материалы годичной давности фактически ничего не стоят и могут заинтересовать лишь коллекционеров. Поэтому администрация сделала логичный шаг — подписалась на интернет-каталоги самой разной тематики. Теперь покупка глянцевых изданий происходит перекрестным путем: сначала работники смотрят, есть ли такой товар в базе, и только если журнал не представлен в Интернете, заказывают печатную копию.
Экономия никак не отражается на качестве фонда: библиотека не испытывает нужды в книгах. Многочисленные шкафы под завязку забиты литературой самого разного толка, начиная от бульварных романов и заканчивая малоизвестными трудами французских философов. Даже если случится так, что нужного томика не окажется на складе, расстраиваться не стоит. Большинство библиотек практикуют систему, при которой необходимая вещь будет куплена в течение недели. Название тома, пользующегося популярностью, выносится в список товаров, которые при следующей поставке будут куплены первыми. Такой алгоритм обеспечивает практически стопроцентную вероятность того, что все желаемые сочинения будут в наличии.
Несмотря на доведенный до совершенства механизм закупок, книги и журналы — далеко не самое интересное в этой библиотеке. Чего стоит один только дискуссионный клуб! Изначально его не было: просто в какой-то момент к директору обратился студент философского факультета МГУ с соответствующей просьбой. Есть кабинет, где сидят художники, занимающиеся комиксами. Читатель может свободно подойти к иллюстратору и попросить показать, в чем секрет повальной популярности этих картинок.
В этом и заключается главный принцип работы этой библиотеки. Если посетитель выдвинул достойную идею, работники приложат максимум усилий для того, чтобы претворить ее в жизнь; именно так в зале появились мягкие пуфики. Благодаря такому подходу здесь царит атмосфера дружелюбности и взаимопомощи. Даже директор была удивлена, когда заметила, что в читальне никто никогда не повышал голос. «Это очень необычное явление — когда шумная, эпатажная молодежь, попадая к нам, вдруг начинает вести себя вежливо и галантно. Видя такие трансформации каждый день, я начинаю сильно сомневаться в том, что у нас на глазах растет пропащее поколение», — поражается Ирина Михнова.
Такой подход смотрится выигрышно на фоне классических библиотек, где все общение сводится к тому, что читатель берет искомую книгу, садится на стул и молча наслаждается слогом. Ретроградный тезис таков: книга — это символ нравственности и чистоты. Что бы ни происходило в мире, эталонный печатный труд всегда будет оставаться архетипом. Библиотека стоит на одной ступени с церковью: человек может на долгое время пропасть, но в конечном счете все равно вернется к сокровищнице, полной мудрости веков. Именно поэтому в большинстве читальных залов тишина и покой охраняются как зеница ока. Нельзя воспринимать это как что-то безусловно плохое. Обстановка полной внутренней концентрации помогает сосредоточиться на чтении.
«Если взглянуть на западный опыт, станет ясно, что такое восприятие библиотеки нигде не встречается — исключением станет Германия в силу сильных лингвистических традиций, — говорит директор Библиотеки для молодежи. — Американские библиотеки изначально подразумевались как место, где посетителю будет комфортно, где читатель сможет интересно и неглупо провести время — неважно, за книгой ли или в компании друзей. Европейская традиция, хоть и различаясь от страны к стране, представляет собой середину между двумя крайностями: с одной стороны, особый статус книги всем понятен, а с другой — это не мешает людям заходить в библиотеку просто для того, чтобы поработать или попить кофе».
Похоже, подобная позиция будет определять развитие столичных библиотек в ближайшем будущем.
— Да, безусловно, библиотеки в Москве останутся и через 20 лет, — уверена работник Библиотеки им. Чехова Ольга. — Вопрос в том, насколько им нужно будет измениться, чтобы соответствовать эпохе. Наиболее ортодоксальные, закостенелые места, конечно, исчезнут. Читальням с каждым годом необходимо все внимательнее следить за движениями в обществе, чтобы выжить. Скорее всего, идеальная библиотека будет лавировать между двух полюсов — «храм» и «клуб», впитывая в себя частички обеих сторон. Такое место — не пошлое, но в то же время не унижающее гостя — всегда будет любимо читателями.