— Обращаю внимание, что процесс перехода будет длительным (у нас он занял полтора года) и напряженным, ведь необходимо выстроить четкие взаимоотношения не только с энергоснабжающей организацией, но и членами СНТ. Последнее потребует особых затрат энергии и интеллекта. Это значит, что председатель правления товарищества и его помощники должны быть решительными, собранными и активными, — рассказывает лидер «Урожайного» Александр Лисин. — До людей необходимо донести, а они, в свою очередь, должны осознать, какие преимущества их ждут на «финише».
А преимуществ немало. Во-первых, в процессе перехода на индивидуальное абонирование устраняются все ранее допущенные и появившиеся в период существования СНТ недостатки. Во всех постройках, размещенных на садовых участках товарищества, проверяется техническое состояние не только ввода в строение, но и состояние электропроводки и прочего электрооборудования (электрощитки, розетки и др.) на соответствие специальным требованиям. Также предпринимаются меры по установке оборудования защитного заземления, устройства грозозащиты и т.п.
Естественно, что при необходимости садоводу придется заменить старые электросчетчики, которые должны быть не ниже
Очевидно, что после проведения подобных мероприятий на территории садоводческого объединения полностью исключаются случаи безучетного потребления электроэнергии.
Помимо всего прочего производится социальное перераспределение мощности электроэнергии, потребляемой каждым членом СНТ. Это происходит в рамках мощности, соответствующей мощности понижающего трансформатора на КТП товарищества и мощности, отпущенной и утвержденной электросетевой организацией в целом для СНТ.
— Перераспределение мощности между членами товарищества производится в соответствии с решением общего собрания с учетом суммы целевых взносов. Я имею в виду те средства, которые садоводы вносили на оборудование системы электроснабжения (в том числе на строительство электролинии, приобретение и установку понижающего трансформатора, оборудование КТП и так далее), — рассказывает Александр Лисин. — Считаю, что равный взнос обязывает к равному распределению мощности между владельцами земельных участков. У нас в «Урожайном» решением общего собрания мощность распределили еще в 1999 году.
Большой плюс, что в процессе индивидуального абонирования оформляются отсутствующие или недостающие, но необходимые (в соответствии с законодательством) документы по каждому земельному участку, связанные с энергоснабжением находящихся на них строений.
Все вышесказанное относилось в основном к устранению существующих в СНТ со времен царя Гороха и по сей день недостатков как одному из преимуществ индивидуального абонирования.
Второе важное (если не главное) преимущество 100%-ного перехода на индивидуальное абонирование (при правильном оформлении документов) — оплата членами СНТ за потребляемую электроэнергию по сельским тарифам. Это, естественно, ниже тарифов, применяемых сегодня к СНТ, примерно на 30%.
Третье преимущество касается работы правления. Правление (в том числе и председатель) освобождается от несвойственных функций. Это значит, что больше времени можно будет посвятить решению общих социально-хозяйственных задач.
— Любой председатель СНТ прекрасно знает, сколько нервов и сил отнимает сбор взносов за электроэнергию, потраченную на общие цели (уличное освещение, содержание сторожки, помещения для правления и другие цели), на оплату потерь в сетях, компенсацию банковской комиссии (она образуется при оплате электроэнергии товариществом). Регулярно приходится натыкаться на необоснованное недовольство рядовых членов СНТ и даже противостояние, — говорит Лисин. — Не все председатели обладают достаточным опытом, чтобы разрулить внутренние проблемы. В итоге они нарушают законодательство, устанавливая, например, внутри СНТ свой (завышенный) тариф на электроэнергию, чтобы хоть как-то «залатать дыры». Как правило, это приводит в том числе и к судебным разборкам, в которых председателю СНТ обычно отводится роль «козла отпущения».
У председателя «Урожайного» теперь нет и другой головной боли — борьбы с неплательщиками (в том числе их отключение от электропитания) и хищениями электроэнергии. Теперь каждый отвечает за себя.
— Опыт «Урожайного» привлекает меня еще и тем, что если СНТ переходит на 100%-ное индивидуальное абонирование, его правление и, конечно, председатель освобождаются от таких нагрузок, как заключение общего договора энергоснабжения между СНТ и МЭС, ежемесячная отчетность перед МЭС за потребляемую электроэнергию и оплата за нее. Это еще одно из преимуществ, — говорит председатель СНТ «Колпяна» Волоколамского района Ольга Назаретян. — Чтобы общаться с энергоснабжающими и электросетевыми организациями, мне пришлось перелопатить не только основы гражданского законодательства, но и основы законодательства в сфере электроэнергетики. А незнание этих основ приводит к заключению договоров энергоснабжения на невыгодных, а порой и кабальных условиях для членов СНТ. Надо помнить, что большинство садоводов — пенсионеры, то есть самая незащищенная в этой сфере часть населения. А пример под боком — повсеместное незаконное навязывание ОАО «Мосэнергосбыт» требований об оплате потерь в понижающем трансформаторе.
Сегодня каждый гражданин (в том числе и член СНТ) имеет право заключать договоры энергоснабжения между энергоснабжающими организациями. Это право предоставлено законодательством на основании ст. 3 и ст. 37(п.2) Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» и пункта 61 Правил «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергетики» (далее Правила ОПФРР), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010 г.). В соответствии с этими документами гарантирующий поставщик электроэнергии (в Московской области это ОАО «Мосэнергосбыт») при соблюдении определенных условий обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.
— Теперь, преодолев «огонь, воду и медные трубы», я твердо убежден, что переход именно всех (100%) членов СНТ на заключение индивидуальных договоров энергоснабжения будет наиболее правильным шагом, но не только в практическом плане. Когда все садоводы товарищества решаются стать индивидуалами, легче опираться на законодательно-правовую базу, — говорит Александр Лисин. — Хочу обратить внимание всех председателей, кто затевает коренной переход на индивидуальное абонирование своего СНТ. Чтобы все получилось, необходим коллектив единомышленников, готовый оказать помощь в любом вопросе. Если такие люди есть, вопрос об индивидуальном абонировании выносится на заседание правления. На нем обсуждаются причины и цели, весь объем, порядок действий и сроки проведения данного мероприятия.
В следующем выпуске «Московии» мы расскажем, какие функции в первую очередь должна выполнить инициативная группа, чтобы стать на шаг ближе к намеченной цели.