В команде Юрия Лужкова в основном работали управленцы предпенсионного и пенсионного возраста, главным достоинством которых был опыт. Средний возраст руководящего звена превышал 55 лет. Самому экс-мэру на момент отставки было 74 года, его первому заму Владимиру Ресину — столько же, Петру Бирюкову — 59, Людмиле Швецовой — 61. С приходом в мэрию Сергея Собянина (недавно ему исполнилось 54 года) кадровая политика резко изменилась. Лужковских «мастодонтов» стали заменять молодые энергичные люди, никогда не работавшие в городских структурах. Часть из них приехали из провинции, другие успели поучиться в Гарварде и поработать в бизнес-структурах. Сейчас больше половины кресел в зале заседаний московского правительства занимают люди до 40 лет: глава аппарата мэра Анастасия Ракова — 1976 г.р., заммэра по земле и имуществу Наталья Сергунина — 1978 г.р., глава Департамента транспорта Максим Ликсутов — 1976 г.р., министр культуры Сергей Капков — 1975 г.р. и т.д. Последние назначения укладываются в эту логику: Марину Оглоблину (1957 г.р.) на посту главы Департамента экономической политики и развития сменил
В управлении госслужбы и кадров мэрии отмечают, что постепенное омоложение характерно для всех подразделений горадминистрации. Причем в низшем и среднем звеньях даже сорокалетние — зачастую уже «старики». Почти 40% чиновников — это молодые люди в возрасте до 30 лет. «Молодежь приходит, потому что правительство Москвы как работодатель ставит интересные задачи и дает возможность для самореализации», — поясняет начальник управления Александра Александрова. Другими преимуществами госслужбы, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, являются зарплата (этот стимул отметил 31% респондентов), наличие льгот (28%), стабильность (10%), престижность (4%), карьерный рост, желание работать по профессии (по 3%), наличие связей (2%).
Большинство новобранцев попадают в мэрию с рынка труда. Набор ведется как самими департаментами, так и управлением кадров. Раньше город давал большой госзаказ Московскому городскому университету управления (МГУУ) на подготовку чиновников для Москвы, но оказалось, что деньги расходуются неэффективно. Качество выпускников и их состав не совпадали с потребностями заказчика. «В ряде случаев нам выгоднее взять специалистов, подготовленных другими вузами, потому что нам нужны лучшие люди на рынке, самые талантливые, мотивированные на работу в правительстве Москвы», — говорит Александрова. В этом году в МГУУ останется только несколько бюджетных программ: город оплатит подготовку специалистов в области социальной работы и социально-культурного менеджмента для департаментов соцзащиты и культуры. «Туда достаточно мало идут молодые люди, считая это не всегда перспективной отраслью», — поясняет Александрова.
Другой важной тенденцией является пополнение рядов госслужащих выходцами из бизнеса. Конкретный процент зависит от департамента и уровня должностей. Чем активнее структура взаимодействует с предпринимательским сообществом, тем больше его представителей в ней работают. Лидерами, по оценкам кадровой службы, являются департаменты экономической политики и развития, земельных ресурсов, имущества, а также науки, промышленной политики и предпринимательства. «Это тот департамент, который непосредственно обслуживает бизнес. Поэтому люди, которые там работают, должны хорошо понимать, что это такое», — подчеркивает Александрова. Из членов правительства Москвы с большим бизнесом были связаны трое — заммэра Андрей Шаронов (работал в «Тройке-Диалог»), министр транспорта Максим Ликсутов («ТрансГрупп», «Трансмашхолдинг», «Аэроэкспресс»,