Как выбрать друга в переплете?
Завотделом Надежда Воронина встречает меня как родную. Первым делом достает из шкафа форму экспедитора: желтую майку, кепку, персикового цвета ветровку с эмблемой Некрасовки и рюкзак, в котором молодежь носит книги. Еще один непременный атрибут курьера — телефон.
— Наш сотрудник должен быть в рабочее время всегда на связи, — объясняет Надежда Ивановна. — Доехал до читателя — позвонил, освободился — позвонил. Да мало ли что может произойти в дороге. Мы должны быть в курсе.
Студенты, как правило, работают на полставки. За каждым из них закреплено от 5 до 10 семей: инвалиды, многодетные семьи с ребенком-инвалидом, ветераны войны и труда... Деньги, признаться, платят небольшие — в месяц выходит около 10 тысяч рублей. Но на карманные расходы хватит.
Перед тем как отправиться к своему первому клиенту, предстоит пройти курс обучения. В моем случае курс получился сжатый — коротко о технологии записи читателя на дому и психологических особенностях поведения.
У каждого экспедитора имеется памятка по обслуживанию людей с ограниченными возможностями, где он записывает количество выполненных и невыполненных заказов и время, затраченное на дорогу. Кроме этого, они ведут «Дневники», в которых пишут свои личные наблюдения от посещения, читательские интересы своих подопечных и их пожелания касательно книг на будущее.
Самое сложное, как оказалось, — когда человек записывается в библиотеку впервые. Инвалиды, особенно пожилые, с недоверием относятся к незнакомым, из-за чего поначалу настроены весьма скептично.
— Бывали случаи, — говорит Надежда Воронина, — что мы звонили пенсионерам, давали телефон библиотеки, а они нам потом сами перезванивали. Хотели убедиться, что их не обманывают. А на первую встречу к ним домой мы приезжали в тот момент, когда в квартире находился соцработник.
Юноши и девушки, которые вот уже несколько лет подряд раз или два в месяц навещают стариков, стали для них как внуки. Беседы за чашкой чая с молодыми людьми длятся порой часами.
Но об этом позже. Тонкостей в общении с такими людьми, как выяснилось, довольно много.
— Не стоит, к примеру, при общении с инвалидом-колясочником, дотрагиваться рукой до его коляски, — поясняет Надежда Ивановна.
— А что в этом плохо? — недоумеваю я.
— Ну, представь, ты общаешься с малознакомым человеком, и он начинает гладить тебя по руке. Приятно? Нет! — объясняет моя наставница. — Для колясочника коляска — как вторая кожа...
Разговаривать со слепыми или слабовидящими нужно тоже по-особенному. По возможности не употреблять в речи названия цветов, избегать названий предметов, которые им сложно представить.
А самое важное знаете что? Выбрать правильную книгу. Вы спросите: как это — «правильную»? Книга — она и есть книга. Главное — не спутать автора и название. Ан нет! Здесь подход к выбору чтива особый. Многие читатели, особенно с плохим зрением, требуют, чтобы страницы в книге были белые, а шрифт — крупный. Сами книги должны быть не очень толстыми и желательно в мягкой обложке (такая книга меньше весит, а значит, ее легче держать в руках). Многие, кстати, заказывают уже и аудиокниги.
Список Ширера
Итак, после краткого курса обучения отправляюсь к своему первому подписчику. Вернее, он-то — Григорий Ширер — книжки в Некрасовке заказывает уже около трех лет (с самого момента открытия службы экспедиторов). Это я у него появлюсь впервые. Григорий Бенционович — участник Великой Отечественной войны. Ему 90 лет.
От здания самой библиотеки он живет недалеко. Поэтому идем к нему с книгами пешком. Говорю «идем», потому что я иду с экспедитором Сергеем. Сережа — студент, обслуживает пенсионера почти два года и хорошо знает его привычки.
— Григорий Бенционович не очень разговорчивый, поэтому у него я долго не задерживаюсь, — рассказывает Сергей Обрывин в дороге. — Но есть у меня одна бабушка, которая может заболтать и на час. Про свою жизнь расскажет, про мою спросит, а иногда еще и выговор сделает, если я какую-то книгу ей принес, а сам не прочитал...
— И ты читаешь, что тебе заказывают?
— Иногда и читаю, — улыбается Сергей. — И не только я один.
Григорий Бенционович встречает нас бодро. На глазах — большие очки в черной оправе.
— Проходите-проходите, — улыбается он, приглашая на кухню.
Пенсионер живет один, жена умерла несколько лет назад. А потому книга для него — чуть ли не единственный собеседник.
— Я составил список из двухсот книг, которые мне надо прочитать, — удивляет пенсионер, протягивая мне несколько аккуратно сложенных листочков бумаги.
— Книги, которые обведены в кружочек, я прочитал, тех, что зачеркнуты, в библиотеке не оказалось, — поясняет он. — Пока из списка я прочел чуть более пятидесяти произведений.
— А как вы выбираете книги для чтения?
— По-разному. Какие-то по телевизору услышу, какие-то в конце уже прочтенной книги найду — в списке использованной литературы или рекламе. Что нравится, то и выписываю себе.
Кстати, книги в списке Ширера довольно разные. Авторы — Радзинский, Ерофеев, Голованов, Берберов, Пастернак... Есть даже что-то о журналистике от Владимира Соловьева и известное произведение Дэна Брауна «Код Да Винчи».
На этот раз Григорий Бенционович отдал нам четыре прочитанных книги. В основном об истории. И одна «Одноэтажная Америка» Познера и Урганта.
— Вы и такое читаете? — удивляюсь я.
— Конечно, — улыбается ветеран. — Интересно же сравнить американский быт с нашим. Как там живут за границей.
— И как?
Григорий Бенционович лишь пожимает плечами: «Хорошо».
Волнения любви в коляске
Вообще, дистанционные читатели Некрасовки — люди образованные и начитанные. К примеру, тот же Григорий Ширер раньше работал в Институте черной металлургии, старшим научным сотрудником.
Не так давно в библиотеку записалась
— Первый раз мы ей принесли целую стопку исторических романов — она просила романы, — объясняет завотделом библиотеки Надежда Воронина. — А Антонина только посмотрела и сказала, что все это уже давно прочла. Так что теперь мы ей приносим современных авторов: Быкова, Улицкую, Пелевина, Иванова...
Кстати, книги пожилые люди читают довольно быстро. Многие за две недели могут осилить томов десять, а то и больше. Есть среди них и те, кто, несмотря на возраст, продолжает творить.
— У нас такая
...В тот же день, после Ширера, я с рюкзаком наперевес отправилась к еще одному давнему читателю Некрасовки — Андрею Солдатову. Ему 50 лет, однако с 2002 года он не выходит из дома: после инсульта у Андрея Анатольевича парализовало левую часть тела, и теперь он почти не двигается.
— До трагедии я занимался монтажом радиооборудования, — с ностальгической улыбкой вспоминает Андрей. — Объездил весь Советский Союз. Командировки могли длиться несколько месяцев, а то и год...
Вот уже десять лет Андрея спасает чтение. Он открывает книгу и мысленно переносится в другое место, время, эпоху.
— Сейчас перечитываю «Судьбу семьи Романовых», — рассказывает он. — Читал эту книгу еще в
Кстати, электронные книги, так популярные нынче у прогрессивного поколения, читатели Некрасовской библиотеки особо не жалуют. Говорят, в компьютере души нет.
— Попробовал тут на днях с планшетника прочитать, — смеется Солдатов. — Восприятия с него никакого. Даже запоминается текст хуже. Электроника — она и есть электроника, что с нее взять...
Наталья Баженова
МЕЖДУ ТЕМ
Подобные подразделения для обслуживания инвалидов на дому скоро откроются и в других библиотеках города. Как пояснили в департаменте культуры столицы, на базе Центральной библиотечной системы в ближайшие два года будет создано 36 отделов, специалисты которых так же, как и сотрудники Некрасовки, станут принимать заказы от людей с ограниченными возможностями, а курьеры — бесплатно доставлять им на дом книги. На этот проект городские власти планируют потратить 3 млн. рублей.
Вообще, судя по амбициозным планам чиновников, столичные библиотеки ждет большая модернизация. Их планируют превратить в настоящие медиацентры — с зоной Wi-Fi, единым книжным каталогом и услугой заказа книг через Интернет. По словам специалистов Департамента культуры столицы, в этом году начнется реорганизация 5 центральных библиотек города и 10 окружных. Задача — не просто оборудовать читальни новыми мощными компьютерами, ноутбуками и сканерами: важно, по словам чиновников, изменить их внутреннее пространство.
— Это должно быть такое помещение, где посетитель может в комфортных условиях почитать книгу, прийти со своим ноутбуком и поработать, — поясняют в пресс-службе департамента культуры. — Изменится даже внутренний дизайн читальных залов. Полкам с книгами придется потесниться, поскольку появятся компьютерные столы, зоны для проведения интернет-конференций. Даже мебель станет более удобной и современной.
В будущем предполагается оцифровать в библиотеках все книги и создать электронные архивы. Каталог по всем библиотекам будет единым. Власти рассматривают также вариант заказа книг по Интернету, однако еще не определились, каким образом книги будут доставляться читателю — по почте или с курьером.
Некрасовка организует «Летнюю читальню» в саду имени Баумана: книги из своих фондов предоставит библиотека имени Некрасова.
Посетителем читального зала под открытым небом может стать каждый. Если вдруг нужного издания не найдется — сотрудники привезут желанный томик из библиотеки. Кстати, записаться в Некрасовку можно будет прямо в саду — быстро и без очереди.
Особая программа предусмотрена для детей: для них организуют познавательную игру — модный квест. Общий сюжет «бродилки» будет связан с экосистемой парка, а первый день игры посвящен деревьям. Найти ответы на непростые ботанические вопросы детям помогут библиотекари.
«Летняя читальня» будет открыта каждый вторник и четверг с 11.00 до 17.00 и проработает до начала учебного года.