Этим летом сайт «Наш город» расширил свои возможности и подвел кое-какие итоги. Но, прежде чем говорить о новом, напомним, как там было по-старому. Цель — интерактивная коммуникация с властью. По самым насущным, бытовым вопросам — прежде всего благоустройства окружающей среды.
Итак, пользователь заходит на сайт. Прежде всего надо зарегистрироваться. Это разумно: если намерения человека благие и он готов к диалогу, имеет смысл представиться. Дальше можно начинать действовать. Напомним, что геоинформационный портал учрежден мэром и правительством Москвы, и именно власти делают первый ход. Они дают картину происходящего в городе, детальную и подробную: перед вами карта, на которой отмечен почти каждый двор. Указаны планы: что строится, ремонтируется, благоустраивается. Допустим, у вас есть замечания по тому, как это происходит. Или замечания по тому, отчего это не происходит — там, где должно. Попав на сайт, вы ищете нужный объект. Можно ввести его адрес в поисковой строке. Можно искать сразу на карте, кликая по ней и «вызывая» объект к себе. Дальше пишется, что наболело, с указанием конкретных «болячек». Не более 700 символов. Чтобы высказаться по существу, этого хватит.
Комментарий отправляется на премодерацию. На сайте есть свои правила — например, нельзя ругаться, переходить на личности, призывать к свержению конституционного строя. После проверки на корректность ваш текст появляется на всеобщее обозрение. Например, «в нашем дворе уродливые скульптуры и сломанные скамейки» или «в подвале таком-то протекают трубы». Другие пользователи это видят, а власть не просто видит — она обязана ответить. Варианта по сути два: либо вам скажут, что по закону все нормально, а скамейки не сломанные, а это у них такой новомодный дизайн, либо (что вероятнее, если проблема не надумана), ваше замечание «примут». Тогда ответ должен появиться не только на портале, но и в реале. Скульптуры должны починить, а трубу — залатать, о чем и уведомить. Именно таких ответов по существу добивается редакция портала — подчас не принимая ответный комментарий властей, если он формален, является отпиской и т.д.
Помимо этого можно участвовать в обсуждениях, рейтингах (причем рейтингуются как симпатичные объекты, так и ответственные инстанции), можно, наконец, просто сказать человеческое «спасибо».
Что нового появилось на портале буквально этим летом? Во-первых, расширены базы по дворам и домам. Почти все московские дворы можно отыскать на сайте. Появились поликлиники с указанием адресов и телефонов. Можно оценить работу их персонала. Также теперь указаны нестационарные объекты торговли — по-простому говоря, киоски. Можно пожаловаться, если там есть несоответствие функции. Например, на киоске написано «хлеб», а продают там пиво, или наоборот. Есть возможность контролировать оборот алкоголя: если есть точки, нарушающие правила по продаже, можно жаловаться, к точкам примут меры.
Появились координаты и подробное описание МФЦ. Нет, речь не о «международном финансовом центре», который со временем появится в Москве. Имеются в виду многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Такие центры должны быть теперь в каждой территории и работать по принципу «одного окна». Если вас не устраивает это «окно» — как говорится, добро пожаловаться. Вышестоящие чиновники будут обязаны прочитать, проникнуться и скорректировать работу нижестоящих.
Еще одно из сугубо летних новшеств: появились адреса летних кафе. Какие замечания и нарекания могут быть к летним кафе, каждый себе представляет. Если вас угостили чем-то неправильным, но вы все-таки выжили — обязательно сходите на портал. Во-первых, предупредите других москвичей. Во-вторых, расквитаетесь с обидчиком, не вставая с кресла.
Какие итоги работы портала? Самое главное — москвичи все активнее включаются в процесс. Интерактив захватывает, и вот, к примеру, цифра за май: около 3 тысяч комментариев от граждан. Благодарность за выполненные работы — в каждом четвертом, остальные — предложения и замечания. По разным видам проблем от 70% до 90% фактов, на которые жалуются, подтверждаются. И тогда одно из двух: либо на портале появляется отметка о ликвидации проблемы, либо указание срока, когда это произойдет.
В общем, разговор начат. С каждым месяцем в него втягивается все больше людей. Еще немного, и такие порталы станут неотъемлемой частью московской жизни. Будем удивляться, как это мы раньше обходись без них. Вроде как сейчас удивительно, как это еще в 1990 году мир обходился вовсе без Интернета...