Сооружение третьего пересадочного контура является наиболее масштабным проектом программы метростроения в Москве, рассчитанной до 2020 года. Новая кольцевая линия будет насчитывать 42 км и порядка 20 станций (точное число будет зависеть от потребностей в новых радиусах, в частности, на присоединенные территории). Напомним, что первым пересадочным контуром специалисты называют станции в центральной части города, вторым — Кольцевую линию. Третий контур будет проходить параллельно существующему метрокольцу, на севере подходя ближе к центру, на юге — приближаясь к МКАД. Практически все станции ТПК планируется сделать пересадочными и подвести к ним маршруты наземного общественного транспорта, курсирующие по периферии. «Сегодня, для того чтобы добраться из одного района в другой, нужно совершать пересадку в центре Москвы. Это колоссальная нагрузка на Кольцевую линию и центральные станции. После сооружения ТПК пассажиры смогут значительно экономить время в пути», — поясняет смысл сооружения очередного подземного кольца Сергей Собянин. На днях градоначальник посетил стройплощадку первого участка ТПК («Нижняя Масловка» — «Петровский парк» — «Ходынское поле» — «Хорошевская» — «Шелепиха» — «Деловой центр»), развернутую на Ходынском поле.
В отличие от других объектов, расположенных в условиях плотной городской застройки, работать в чистом поле — сплошное удовольствие. На площадку можно легко загнать с десяток «КамАЗов» и другой техники. Подрядчики хотят воспользоваться этой редкой возможностью и начать строительство четырьмя щитами одновременно. Два «крота» будут рыть тоннели от будущей станции «Ходынское поле» в сторону станции «Петровский парк», запроектированной рядом со стадионом «Динамо». Еще два — по направлению к станции «Хорошевская», которая появится рядом с «Полежаевской». Изначально первый участок ТПК насчитывал 8 станций, из них 7 глубокого заложения, и оценивался почти в 100 млрд. руб. Чиновники решили, что это слишком дорогое удовольствие. Сначала из проекта были выкинуты две станции — «Мневники» и «Пресня», которые выходили в промзоны и по большому счету городу сейчас не нужны. Потом проектировщики получили задание найти более дешевые технические решения. «Даже незначительное изменение кривизны радиуса может дать миллионы рублей экономии», — поясняет суть требований глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. В итоге за счет сокращения длины трассы на 650 м городу удалось сэкономить 1 млрд руб., за счет изменения глубины залегания станций (теперь «Петровский парк», «Ходынское поле» и «Хорошевская» будут мелкого заложения) — 6 млрд. руб. и за счет новой «посадки» на местность станции «Хорошевская» — 3 млрд. руб. «Мы рассчитываем, что экономия составит не менее 10 млрд. руб., а общая стоимость строительства первого участка ТПК не превысит 60 млрд. руб.», — говорит Хуснуллин. Итого получается более 5 млрд. руб. за километр, или 210 млрд. руб в пересчете на все новое метрокольцо.
Примечательно, что из 6 станций первой очереди ТПК 5 являются пересадочными. С «Нижней Масловки» можно будет перейти на «Савеловскую», с «Петровского парка» на «Динамо», с «Хорошевской» на «Полежаевскую», с «Делового центра» на «Международную», с «Шелепихи» на Малое кольцо железной дороги, пассажирское движение по которому также планируется запустить в 2015 году. Что касается «Ходынского поля», то эта станция в черновых конструкциях была построена еще в 2005 году, когда жена экс-мэра Елена Батурина возводила на бывшем аэродроме жилые кварталы. С тех пор по соседству с жильем вырос ледовый дворец «Мега Спорт», а в перспективе ожидается строительство самого крупного в Европе торгово-развлекательного комплекса площадью порядка 250 тыс. кв. м. «Поэтому станция без загрузки не останется», — уверены чиновники. Марат Хуснуллин не исключил, что в подземном пространстве «Ходынского поля» могут появиться коммерческие площади. В частности, там предлагается разместить парковку, торговый центр и гостиницу «капсульного» типа.
Строго говоря, из первой очереди строительства к самому ТПК относится только участок «Нижняя Масловка» — «Хорошевская». Ответвление на «Деловой центр» не является частью кольца, однако от него решили не отказываться, чтобы обеспечить дополнительной веткой ММДЦ «Москва-Сити». «Там у нас к 2015 году намечается завершение строительства 4,2 млн. кв. м недвижимости, где будут работать и жить порядка 200 тысяч человек», — напомнил Хуснуллин. Сейчас, по его словам, ведется проектирование следующих очередей третьего пересадочного контура. «В зависимости от готовности площадок, проектно-сметной документации к концу года станет понятно, какой участок будет строиться следующим», — пояснил он. Основных претендентов сейчас два — это перегон «Хорошевская» — «Кунцевская» на западе и «Нижняя Масловка» — «Авиамоторная» на северо-востоке. Городу больше интересен второй вариант, поскольку на «Кунцевской» проблем с перевозкой пассажиров практически нет, а вот упирающуюся в «Авиамоторную» планируемую Кожуховскую ветку имеет смысл сразу выводить на новое кольцо. В дальнейшем будут построены восточный участок ТПК от станции «Каширская» до «Нижегородской» (пересадочная с «Авиамоторной», 4 станции, 2017 год), юго-западный участок ТПК от «Проспекта Вернадского» до «Кунцевской» (3 станции, 2018 год) и южный участок ТПК от станции «Каховская» до «Проспекта Вернадского» (3 станции, 2018 год).