Фронт предстоящих работ в области новой градостроительной политики столицы обрисовала депутатам замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Старовойтов. Прежде всего чиновник проанализировал вышедшее в свет в последние полгода федеральное законодательство, которое может отразиться на столице. А за это время вступили в силу как минимум два важных для Москвы закона. Во-первых, Госдума продлила полномочия Москвы по государственной экспертизе метрополитена и особо сложных градостроительных объектов до 2017 года. И это — добрый знак, поскольку город сможет соблюсти сроки реализации масштабной программы строительства метро, которая рассчитана до 2016 года.
Еще одна приятная новость: поправки, внесенные в отдельные законы страны, предоставили Москве (и только ей!) право до конца 2014 года выдавать разрешения на строительство и утверждать проекты планировки территорий даже в отсутствие правил землепользования и земельной застройки (ПЗЗ) и Генплана на всю территорию. «Впервые в истории Генплан Москвы оказался Генпланом лишь части территории города. Мы ведь его утверждали в пределах МКАД, то есть на „старую“ Москву», — поясняет Старовойтов. Что касается ПЗЗ, то, как уже отмечал недавно во время встречи с депутатами главный архитектор города Александр Кузьмин, они будут разрабатываться постепенно для т.н. районов стабилизации Большой Москвы. Кузьмин отмечал, уже сейчас ПЗЗ можно принять практически во всем ЦАО и в ряде спальных районов города (Ясенево, Строгино, Марьинский парк). «Тогда жители получат гарантии, что на этих территориях точно не будет нового строительства — только реконструкция или реставрация. Там же, где ситуации спорные, придется думать дальше», — говорил главный архитектор. Эксперты предполагают, что работа по принятию ПЗЗ в Большой Москве продлится до конца года.
Что же касается Генплана Большой Москвы, то его будут утверждать уже на основе концепции развития города в новых границах. Напомним, что 10 авторских коллективов уже представили свои работы на сей счет; в ноябре окончательная концепция развития московской агломерации должна быть представлена в правительство города и Мосгордуму. Скорее всего, работу над Генпланом предстоит продолжить и в 2013 году.
А вот концепции парламентского центра, который должен появиться в границах Новой Москвы, как отметил Старовойтов, на федеральном уровне пока нет. Но, как только она появится, должен быть принят и закон об упрощении градостроительной деятельности, связанной с отдельными объектами будущего парламентского центра.
Немного пугает столичные власти перспектива поправок, которые могут принять на федеральном уровне в Гражданский кодекс страны. Предполагается, что будет введено новое право — право застройки, которое предоставит право владения и пользования земельными участками на срок не менее 50, но не более 100 лет. Прежде всего не до конца понятно, как это право можно реализовать на практике. Для Москвы же оно может обернуться появлением недостроев, долгостроев и пр. «Сегодня политика города заключается в том, чтобы стимулировать инвесторов строить как можно быстрее, а не держать земельные участки», — уточняет Старовойтов.
Что касается пробелов в городском законодательстве, то одним из них Старовойтов считает отсутствие в Москве закона о единых нормативах градпроектирования. Сами нормативы, конечно, в городе есть, однако надо учитывать, что в населенных пунктах присоединенных территорий они порой очень серьезно отличаются от «старомосковских» в силу специфики самих территорий. К примеру, нормативы доступности школ или детсадов в маленьких населенных пунктах бывшей Московской области порой в
Однако больше всего городу не хватает закона о комплексном благоустройстве территорий, которому сегодня власти уделяют массу внимания и на которое выделяют немалые средства. Старовойтов отмечает, что такой законопроект должен быть разработан в течение лета, и уже ближе к осени к его обсуждению смогут приступить рядовые жители города.
Однако председатель комиссии по градостроительству и перспективному развитию МГД, депутат Михаил Москвин-Тарханов напомнил о том, что лет пятнадцать назад такой законопроект (о художественном оформлении и комплексном благоустройстве в Москве) уже был разработан, но документ сгубили ведомственные трения. Ведь за благоустройство территорий в городе отвечает масса различных органов и ведомств (ОАТИ, Роспотребнадзор, управы, префектуры, Москомзем, управление ЖКХ, Департамент природопользования и пр.), и каждое из них должно было вынести свой вердикт по документу. В итоге он так и пылится под сукном в каком-то ведомстве. Депутат предлагает реанимировать тот законопроект, взяв его текст за основу будущего. Алексей Старовойтов не возражает. Но настаивает на том, что в столичном законодательстве должны появиться термин «комплексное благоустройство» и единые правила игры для ответственных за него организаций.