О коммерческой деятельности на территории ХХС знали немногие. Никаких объявлений, вывесок о том, что тут есть стоянка или автосервис, нет. Единственно, куда активно зовут туристов и прихожан, так это в трапезную (попросту — точку общепита). Указатели на нее стоят вокруг всего здания храма. Что ж, тогда с нее и начнем.
Общество потребителей обратило внимание на то, что в трапезной нет нормального уголка потребителя (жалобная книга, сертификаты, информация о заведении) и на чеках не указано блюдо, которое ты покупаешь. Все они на чеке обозначаются одной цифрой — 6.
Когда мы пришли в трапезную, недостатка в посетителях не наблюдалось. Обычным людям, видимо, все равно, что там в чеке написано. Сами коммерсанты, кстати, к некоторым замечаниям прислушались. По крайней мере, обязательный для предприятий торговли уголок потребителя тут появился. А вот кассовый аппарат решили не менять. В чеке по-прежнему вся еда указывается цифрой 6. Забавно получается, когда клиент берет три блюда...
Рядом с трапезной обнаружилась и химчистка. На улице никаких рекламных объявлений не было. Зато в самом подвальном помещении (где и кормят, и стирают) соответствующая вывеска была. Внутри вроде бы тоже все оказалось в порядке: прейскурант висел, время работы указывалось, даже книга жалоб и предложений лежала на своем месте.
Автомойка, куда мы зашли, с первого взгляда ничем не выделялась. Цены как везде — 450 рублей за мытье с шампунем. Можно оставить машину, чтобы тебе сделали предпродажную подготовку (химчистка салона, мытье, полировка). Только твоим авто специалисты будут заниматься ночью. Днем, как нам рассказали, слишком много посетителей.
Тут ни о каких чеках речь не идет. Загоняешь автомобиль, моешь, отдаешь деньги гастарбайтеру и уезжаешь. Наверное, такой порядок нарушает закон, но почти все столичные мойки работают по схожему принципу. От ему подобных данное заведение в ХХС отличается лишь удобным расположением.
Самое «примечательное» место в храме — это огромный подземный паркинг. Оказалось, что все здание стоит на одной сплошной стоянке. Но при этом въезд под землю всегда закрыт. Нужно сначала зайти внутрь через железную дверь, договориться с хозяином, а потом уже загонять машину в ворота. Во-вторых, нигде нет указателей, объявлений, что тут работает паркинг.
Да и сама форма аренды вызывает удивление. Дело в том, что место тут можно снять минимум на месяц. Соответственно, ни о какой почасовой оплате речь не идет. Машины внутри тоже оказались необычными. Вдоль стен стоят престижные «Мерседесы», покрытые солидным слоем пыли. Их, видимо, не трогают месяцами. А чуть в глубине обнаружились даже два советских правительственных «ЗиЛа». Естественно, тоже пыльные. При этом добрая половина мест пустует.
ОЗПП обратило внимание, что грубо нарушаются правила торговли в самом храме. Рядом со входом организована большая лавка, где продают иконы, кольца, обложки на паспорта со святыми... Рядом же висит объявление, что «возврат освященных вещей запрещен».
— Скажите, если я куплю своей подруге платок в качестве подарка, а он ей не понравится, можно будет поменять? — задаем вопрос продавщице в платке.
— Он же освящен. Как вы его вернете? Нельзя, — ответили нам.
— Но это же противоречит Закону о правах потребителя.
— Какой закон? — говорит женщина. — Закон тут не действует. Вы же освященную вещь покупаете.
Действительно, в отношении предметов культа (свечи, крестики, иконы, литература) действуют отдельные правила. Согласно им, «реализация религиозными организациями продукции собственного производства (предметов религиозного назначения и религиозной литературы) не подпадает под понятие розничной торговли, установленное главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Однако трудно понять, касается ли это многочисленных платков, ювелирных украшений, продающихся в храмах, или «освященных» обложек на паспорта. Собственно, в ХХС реализуется не только это. В храме продают обычные сувениры: кружки с изображениями Москвы, магниты, красивые книги по истории, игрушечных солдатиков... Заметим, что ценники на витрине встречаются далеко не всегда. Получить же какие-нибудь документы на продукцию нам не удалось. Продавщица сказала, что не знает, где они.
В понедельник же в Хамовническом суде состоялась так называемая подготовка к судебному разбирательству, во время которой суд уточнил позицию сторон и предложил заключить досудебное мировое соглашение, которое, впрочем, отклика у оппонентов не вызвало. Предварительные слушания по иску Общества по защите прав потребителей «Общественный контроль» назначены на 28 июня.
Как заявил представитель истца Андрей Семенов, его коллеги будут добиваться или прекращения торговли на территории храма Христа Спасителя, или возвращения ее в «берега» Закона о правах потребителей.