Новый проект предполагает сооружение 31 станции. Каждая из них представляет собой не просто остановку городской электрички, но полноценный транспортно-пересадочный узел.
— Первоначальный проект мы серьезно переработали, — рассказал «МК» первый заместитель генерального директора «МКЖД» Алексей Зотов. — Несколько станций, которые инженеры запроектировали слишком далеко от метро и дорог, передвинем. При этом исторические платформы трогать не будем — либо присоединим их к новым, либо просто оставим чуть в стороне. Например, станция Тестовская находится далековато от Москва-Сити. Мы предложили перенести ее ближе к метро, а заодно и к деловому центру. Появится еще одна удобная связь для сотрудников и посетителей Сити.
Узлы с удобной (читай: короткой) пересадкой между метро, городской электричкой и автобусными остановками можно пересчитать по пальцам: «Владыкино», «Ботанический сад», «Кутузово», «Ленинский проспект». На последней станции, кстати, пересадка уже построена, ее осталось расконсервировать и облагородить. На остальных же транспортных узлах специалисты предусмотрели организацию крытых галерей, эскалаторов и пешеходных мостов с траволаторами. Например, не обойтись без движущихся дорожек в переходе от станции железнодорожного кольца «Измайлово» до станции метро «Партизанская». Расстояние между ними — около 400 м, причем на «Партизанской» находится множество остановок автобусов.
— По нашему заказу инженеры разработали технические требования на подвижной состав, — продолжает Алексей Зотов. — Таких нормативов еще нет, ведь это симбиоз городского транспорта и пригородного. По мощности равен пригородному, а по удобству, комфорту и скорости ближе к метро. Фактически для Москвы это еще один пересадочный контур. В течение недели РЖД и столичный Департамент транспорта определятся, какими должны быть электрички. Уверяю, что вагоны будут лучше, чем в Западной Европе. Само собой, обязателен климат-контроль, полки для перевозки багажа и велосипедов.
Уже сейчас известно, что эксплуатация Кольцевой линии будет примерно такой же, как и метро. Интервал движения — 4 минуты, а это означает, что скорость посадки-высадки должна быть очень короткой, в пределах 30 секунд. По кольцу станут ходить от 28 до 32 составов. В среднем в каждом будет по 7 вагонов, с возможностью расширения до 10. Длина платформы — 264 метра.
Возможно, что пассажирам придется прикладывать билет не только на входе, но и на выходе, как, например, в Англии. «У нас пока нет разделения на зоны, поэтому пассажир может делать неограниченное количество поездок внутри транспортной системы. Но не исключено, что со временем политика города поменяется, и тогда нужен будет учет по зонам. Технологически ничего сложного нет: в метро, скажем, на выходе тоже стоят турникеты, только пассажир не прикладывает к ним билет. А если потребуется — будет прикладывать», — объясняют специалисты.
В ходе проектирования мнение простых москвичей обязательно будет учтено.
— 19 июня состоялась наша первая совместная встреча с руководством Малого кольца железной дороги, — говорит первый замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. — Есть договоренность, что мы будем высказывать свое мнение с точки зрения пассажиров. Наше видение проекта в основном совпадает с мнением железнодорожников. Некоторые наши предложения они уже учли. Например, в первоначальном проекте остановку «Варшавское шоссе» «посадили» чуть ли не на само шоссе. При этом поблизости не было ни пересадок, ни нормального выхода. Мы предложили свой вариант — организацию пересадки на Павелецком направлении железной дороги. Специально для этого нужно построить новую платформу.
По первому участку — станциям «Кутузово», «Лужники», «Площадь Гагарина» — железнодорожники планируют получить рабочую документацию в октябре-ноябре и до конца года начать строительство. Тем не менее кольцо для пассажирского движения запустят, только когда построят целиком, в конце 2015 года.