Высокие технологии низкого уровня

Информатизация столицы пока очень неэффективна

Москва тратит огромные деньги на информационные системы и ресурсы, но толку от этого пока немного. Новшества, введенные Департаментом информационных технологий, спровоцировали грандиозный скандал с выставлением оценок на экзаменах в 9-х классах, а интерактивными сервисами, которые считаются чуть ли не панацеей в борьбе с разгильдяйством районных властей, в реальности пользуются менее 1% жителей столицы. Между тем контрольно-счетная палата насчитала, что в сфере информатизации неправомерно или неэффективно были потрачены 6,3 млрд. руб.

Информатизация столицы пока очень неэффективна
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

По данным столичного Департамента финансов, суммарные расходы по статье «Связь и информатика» в 2011 году составили 15,9 млрд. руб. Из них 4,8 млрд. руб. были затрачены на эксплуатацию информационных систем и ресурсов, 3,6 млрд. руб. — на закупку техники, оборудования и программных продуктов, 4,7 млрд. руб. — на проектирование, разработку и внедрение информационных систем. Объемы — гигантские. Никогда прежде такие средства в сферу информатизации в городе не вливались. Что же получили москвичи за эти деньги?

В отчетах, как всегда, много цифр и мало сути. Закуплено 4,3 млн. единиц оборудования и программного обеспечения для нужд органов власти и государственных учреждений Москвы, унифицированы 15 сайтов органов исполнительной власти, переведены на безбумажную форму заседания правительства столицы, созданы интерактивные сервисы для жителей города и т.д.

Компьютеры в школах — вещь, конечно, нужная. И электронные журналы и дневники — тоже. Но, например, учеников и родителей 9-х классов гораздо больше бы устроила старая, немодернизированная система, и при этом нормальные результаты по ГИА. Как уже сообщал «МК», в этом году выпускники средней школы пережили настоящий стресс из-за того, что дважды — и после экзамена по русскому языку, и после математики — многие получили неправильные оценки. Преподаватель одной из школ СВАО рассказала «МК», что только на последней неделе результаты, присланные из окружного управления образования, менялись трижды: сначала все, сдававшие ГИА по математике, получили «тройки», потом появилось несколько «четверок», и, наконец, в последнем варианте, который оспариванию не подлежит, — две «пятерки». «Дети сверяли ответы, однако за две одинаковые работы до сих пор выставлены разные оценки. Родители в бешенстве и собираются писать письмо Путину», — рассказала учительница.

В Московском институте открытого образования инцидент объясняют сбоем в системе на портале госуслуг, за работу которой отвечал Департамент информационных технологий. «Коллеги не учли, что школьники начнут массово проверять оценки. Из-за перегрузки портал «упал», — заявил ректор института Алексей Семенов. А после перезагрузки данных началась чехарда, в результате которой отличники превратились в троечников и двоечников. 15 июня на оперативном совещании Сергей Собянин пытался разобраться в причинах происшествия, потребовав от подчиненных представить объяснительные записки. «Если технические системы не готовы, не надо их запускать», — заявил мэр.

Впрочем, судя по отчету КСП Москвы, который рассматривался в Мосгордуме, не готова в городе не только система обработки данных школьных экзаменов. Не введены в эксплуатацию приборы и программные продукты, на закупку которых было израсходовано 2 мдрд. бюджетных рублей, а общий объем возможных потерь городской копилки в сфере информатизации оценивается в 8,2 млрд. «Департамент ИТ не располагает полными и объективными данными о городской телекоммуникационной и программно-технической инфраструктуре, наличии и востребованности общегородских и ведомственных ресурсов», — отмечается в отчете аудиторов.

Даже работающие системы — например, интерактивные сервисы, расходы на создание которых составили уже сотни миллионов рублей, — не пользуются популярностью у москвичей. Например, портал doroga.mos.ru за последний месяц посетили чуть более 70 тыс. человек, или 0,6% от 12-миллионного населения города. А обращения оставили всего 1800 пользователей, или 0,15%. Причем в неофициальных беседах чиновники признаются, что часть записей сделана не жителями, а сотрудниками управ или конкурирующими друг с другом подрядчиками. «Основными корреспондентами мэрии традиционно являются пенсионеры, а они Интернетом в массовом порядке пока пользоваться не научились», — говорит представитель горадминистрации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру