Главной темой семинара был не просто транспорт, а его влияние на окружающую среду и здоровье горожан. Объединяющим началом стала общеевропейская программа «THE PEP» — Transport, Health and Environment Pan-European Programme. А участие в семинаре таких авторитетных организаций, как ВОЗ, Европейская экономическая комиссия ООН, Министерство транспорта РФ, говорило о том, что транспортные проблемы — это не личная «головная боль» отдельного государства или города, а тренд мирового масштаба.
Правда, как оказалось, совершенствование транспортных систем во всем мире протекает несколько иначе, чем в России. Там в первую очередь думают о человеке и природе, о комфорте и красоте. У нас — о том, как запихнуть как можно большее количество машин в задыхающееся от пробок городское пространство. У них развивают общественный транспорт, внедряют электромобили, создают велосипедную и пешеходную инфраструктуру. У нас — расширяют и наращивают дороги и прикупают личные автомобили. Только за последний год число личного автотранспорта в Москве возросло по сравнению с прошлыми годами в 5 раз!
Те транспортные проблемы, которые испытывают в последние годы крупные российские города, для мирового сообщества — не новость. Через трафики и пробки прошли в свое время Токио и Нью-Йорк, Лондон и Сеул. Теперь зарубежные транспортники не без гордости демонстрируют своим российским коллегам фото и схемы своих городов: так было, а вот так есть сегодня — свободные проспекты, обилие зелени на площадях, сеть велодорожек, счастливые и беспечные пешеходы. Они сделали все, чтобы превратить свои города в комфортное пространство для людей. Москва с ее запруженными по самое некуда улицами и автомобилями, припаркованными на тротуарах, выглядит на фоне этих презентаций сущим анахронизмом.
Два извечных русских вопроса — «кто виноват» и «что делать» — не застали зарубежных экспертов врасплох. Ответ был безапелляционным: отказываться от транспортного эгоизма и менять менталитет! В первую очередь обеспечить приоритет общественного транспорта — сделать его быстрым, комфортным и удобным. Во-вторых, ввести систему жестких ограничений для личного автотранспорта: закрыть для въезда отдельные части города, установить высокую плату на парковки в центральных районах, запретить въезд крупногабаритного автотранспорта, поощрять малолитражки и облагать налогами владельцев больших авто. Правда, проводить все эти драконовские меры рекомендуется параллельно с реорганизацией всей дорожной сети, которая, по признанию ученых, отстает от мировых стандартов лет на тридцать!
Эксперты транспортной отрасли предрекают, что без непопулярных, волевых решений российским властям не обойтись. Они предупреждают российских автолюбителей: будет больно. Но только поначалу. Задумавшись об общей пользе и расставшись с многочасовой нервотрепкой в пробках, мы получим новое ощущение свободы, радость движения и чистое, здоровое пространство. Эксперты «THE PEP» уверяют: оно того стоит!