— В мае день рождения Московского метрополитена и Третьяковской галереи, поэтому для нас особенно символично, что мы презентуем поезд «Акварель» с работами художников из собрания нашего музея именно сейчас, — почти кричит директор ГТГ Ирина Лебедева, чтобы звук прибывающего поезда не заглушил ее голос.
Новую экспозицию поезда «Акварель» показывают на станции «Партизанская», где три платформы. Так запуск арт-состава не мешает движению других поездов. В специально оборудованных вагонах меньше окон и сидений, чем в стандартных поездах. Их место заняли выставочные площадки — на стенах расположились картины в увесистых рамах с антибликовыми стеклами и подсветкой. Для выставки репродукций сотрудники ГТГ отобрали графические работы знаменитых художников ХIХ—ХХ веков, которые не часто увидишь в постоянной экспозиции музея, ведь бумага, на которой выполнены работы, чувствительна к свету, и чтобы произведения не ветшали, их стараются беречь. Реальный размер шедевров реалистов и авангардистов намного меньше, чем их копии, сделанные для метропоезда. Зато увеличенные произведения производят на пассажиров сильное впечатление.
— Мы уже участвовали в проекте «Шедевры на улицах города», и опыт показал, что люди, видевшие репродукции картин на улице, с большей охотой приходят в музей. Им интереснее рассматривать подлинники, когда изображение, увиденное случайно на улице, уже отложилось в памяти, — говорит Ирина Лебедева.
Особый акцент Третьяковская галерея решила сделать на акварелях, написанных художниками-авангардистами. Они, считает директор музея, сложнее для восприятия большинством людей, воспитанных на реалистическом искусстве. Несколько вагонов отведены исключительно под репродукции произведений Кандинского, Малевича, Ларионова, Экстер и Лентулова. Среди абстрактных и сюрреалистических пейзажей и натюрмортов выделяется автопортрет Малевича: собственное лицо художник написал синими и зелеными цветами. Отдельный вагон достался и акварелям кисти Михаила Врубеля — здесь его «Неаполитанская ночь», «Роза» и «Скачущий всадник». Другой вагон занят произведениями братьев Брюлловых, Карла и Александра. «Акварель — тонкая и сложная техника, подвластная не каждому художнику. Она требует мастерства не меньшего, чем живопись. Надеемся, что люди запомнят эти образы и придут в музей», — говорит Лебедева, проходя по залам-вагонам.
Специально к запуску обновленной «Акварели» выпущен коллекционный билет на две поездки.