Одна из самых крупных радиационных свалок расположена практически в географическом центре будущей Москвы — на территории поселка завода «Мосрентген», близ района Теплый Стан и будущей правительственной трассы — Калужского шоссе. Сейчас завод, можно сказать, не действует — вместо медицинского оборудования там производятся окна. Однако, по словам заслуженного эколога РФ Калмана Цейтина, на территории предприятия до сих пор «отлеживаются» отходы объемом от 500 до 600 кубических метров — отголоски аварии, случившейся на заводе в конце 1962 года. Именно тогда цех был разобран, а для отходов был вырыт котлован, который был засыпан чистым грунтом. По результатам последних замеров на территории, излучение там составило 8,79 микрозиверта в час. При этом естественный (природный) радиационный фон в Москве и области от 0,10 до 0,25 микрозиверта в час. Правда, опасная территория сейчас огорожена, и за ее пределы «отрава» не распространяется.
Однако, как считают в ГУП МосНПО «Радон», свалку необходимо ликвидировать. Все-таки она находится рядом с жилым массивом. Сама же зона захоронения фактически бесконтрольна — специалисты там появляются редко. И в случае теракта или несанкционированных строительных работ там может случиться маленький Чернобыль. С целью обезопасить москвичей от радиационной угрозы ученые «Радона» разработали проект вывода опасных отходов с территории Мосрентгена. С учетом того, что место и примерное количество радиационного мусора им известно, а технология позволяет не отселять жителей соседних домов и не приостанавливать работу завода, «вычистить» Мосрентген в «Радоне» готовы в течение года. Но есть одно «но». Акционерное общество, управляющее заводом, оплатить весь спектр работ (собрать отходы, перевезти их, обработать и поместить в безопасное место) не в силах. Не хватает денег на такую работу и у самого «Радона». Поэтому в НПО пока дожидаются официальной бумаги сверху и необходимого финансирования.
Другой потенциально опасный объект в Новой Москве — Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, расположенный непосредственно в Троицком административном округе. По данным ГК «Росатом», в его состав входит 5 установок, генерирующих излучение, термоядерный комплекс, 2 термоядерные установки и генератор нейтронного излучения. Все это оборудование функционирует уже давно и вредных выбросов не совершает. Однако на заседании комиссии Мосгордумы по экологической политике были озвучены несколько другие факты: на территории четырех детских садов Троицка уровень радиации превышает допустимую норму! Кстати, «Радон» делал там последний замер в 2011 году и никаких аномалий не обнаружил. А сами данные о превышении радиации в НПО связывают с газом радоном — он может скапливаться в подвалах, на нижних этажах домов и даже в душевых кабинах при использовании артезианской воды. Газ имеет происхождение природное, и в случае его большой концентрации необходимо проводить противорадонные мероприятия. Проведены они или нет — неизвестно.
У специалистов вызывают некоторую тревогу и земли, не вошедшие в Большую Москву, но к ней примыкающие. Во-первых, завод цветных металлов в Подольске. Серьезную опасность там представляет территория близ железнодорожных путей при въезде на предприятие и складированные отходы на самом заводе. На самом «остром» участке доза излучения составляет 4,19 микрозиверта в час. Ориентировочный объем радиоактивных веществ может составлять больше 1000 кубических метров. До недавнего времени денег на дезактивацию у предприятия не было. Однако свой вклад пообещал внести «Росатом». Так что у жителей и строителей Большой Москвы будет одной угрозой меньше.
Самую же большую опасность представляют как раз объекты неисследованные. Как рассказал «МК» директор по радиоэкологии ГУП МосНПО «Радон» Валерий Осминов, их может оказаться в Большой Москве около ста. Как правило, источники опасного излучения могут быть обнаружены на свалках твердых бытовых отходов. Не только за счет того, что недобросовестные предприятия могли сваливать туда облучающие предметы под шумок, но и по вине обычных жителей — зачастую они выкидывают предметы, предназначенные для утилизации специальными службами. Например, украденные с заводов приборы измерения, части медицинских аппаратов. Кстати, большую часть этих предметов специалисты уже обнаруживали в квартирах, сараях и гаражах Подмосковья.
Число опасных захоронений в Большой Москве является примерным за счет того, что на ее землях с дозиметром пройдено всего лишь 10 процентов площади. Кроме того, там действует больше 50 предприятий, на постоянной основе использующих в работе радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения. В довесок к ним Новая Москва окружена атомными станциями: Обнинской, Нововоронежской и Смоленской.
Поэтому специалисты предлагают создать вокруг Большой Москвы «кольцо безопасности», аналогичное спроектированной системе мониторинга радиационной обстановки на МКАД (сейчас там монтируется 20 датчиков для определения радиации). Эта система должна позволить немедленно узнавать о любых загрязнениях радиационного фона столицы. На новых территориях планируется организовать радиационно-аварийную бригаду («радиационную скорую помощь») для круглосуточного реагирования на любые инциденты, связанные с радиоактивной опасностью. Бригада специалистов будет выдвигаться на место потенциального загрязнения через семь минут после вызова. Правда, на ее скорость надеяться не очень-то и приходится — дорожная сеть в Большой Москве не сильно развита, а машины специалистов по радиации оборудованы желтыми мигалками, которые преимущества на дороге не дают.
Часть объектов — посты ДПС, места скопления людей и т.д. — предполагается оборудовать автоматическими дозиметрами для постоянного мониторинга.
Правда, все эти обнадеживающие предложения могут так и остаться на бумаге. В ближайшее время ГУП МосНПО «Радон» может быть передан «Росатому» и, возможно, реструктуризирован. В этом случае он может разделиться на несколько предприятий, а для необходимых действий по организации безопасности придется проходить множество согласований.