Давайте разберемся
Для начала расскажем, как производится перерасчет за коммунальные услуги по правилам и при каких условиях он делается. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, если жилец отсутствует в квартире более 5 календарных дней подряд, то он может получить перерасчет за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газ.
Для того чтобы сделать перерасчет, необходимо в течение 30 дней после возвращения прийти в инженерную службу района, написать соответствующее заявление и предоставить бумаги, подтверждающие временное отсутствие. Перечень документов жестко регламентирован: копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; справка о стационарном лечении в больнице; проездные билеты (или копии) с указанием имени; счета за проживание в гостинице; справка из полиции о временной регистрации и т.д. Заметим, что справка из садового товарищества тоже является основанием для перерасчета.
Коммунальщики обязаны в течение пяти рабочих дней произвести перерасчет. Как нам рассказали, сэкономленная за временное отсутствие сумма может быть весьма внушительной.
Примечательно, что в перерасчете существует и «обратная сторона». Соседи также могут принести в ГКУ ИС района документы, подтверждающие временное отсутствие. А стало быть, графа «перерасчет» в сторону увеличения платежа может появиться и в вашем платежном документе. При этом специалисты подчеркивают, что в данном случае горожане платят не за соседа, а за себя — с учетом вновь предоставленной информации.
Должник от недопонимания
— Последние годы я и моя жена живем в деревне, — говорит обратившийся в редакцию «МК» читатель Виктор Савельев. — В Москву возвращаемся на один день в месяц, чтобы получить пенсию и оплатить коммунальные услуги. Счетчиков на воду и газ у нас нет, поэтому, чтобы получить перерасчет, в начале года я отношу в ЕИРЦ заявление о том, что буду отсутствовать в течение ближайших 12 месяцев. Но мне почему-то все равно приходят платежки, в которых указываются все графы. Никто воду и газ для меня не вычеркивает. Я самостоятельно вычитаю плату за них из суммы, выставленной в платежке, а за остальные услуги — плачу.
Результатом стало то, что г-н Савельев был объявлен должником. «12 января 2012 года из городского центра жилищных субсидий мне пришло письмо, что субсидий на оплату жилья и коммуналки больше нет из-за неуплаты счетов. Обидно. Я пенсионер, многие годы проработал в милиции, а теперь меня считают злостным неплательщиком. Считаю, что власти обошлись со мной нечестно», — говорит наш читатель.
Мы обратились в ГКУ «Центр координации ГУ ИС» с просьбой дать комментарий: в чем заключается ошибка пенсионера и почему он оказался должником.
— Виктор Савельев, несмотря на неоднократные разъяснения сотрудников ГКУ ИС районов, решил самостоятельно произвести перерасчет за временное отсутствие, не дожидаясь скорректированного платежного документа, — рассказали нам в ГКУ «Центр координации ГУ ИС». — На протяжении нескольких месяцев москвич выборочно оплачивал присылаемые ему счета. Например, в квитанции за ноябрь 2011 года ему с учетом льгот за ЖКХ было начислено 2376 рублей. Г-н Савельев самостоятельно вычел плату за водоснабжение и газ. В результате получилось 1043 рубля, которые он и оплатил.
Представитель ГКУ «Центр координации ГУ ИС» признала, что с обывательской точки зрения поступок читателя «МК» выглядит вполне логично — он же не пользовался холодной, горячей водой и газом в период своего отсутствия. Увы, Виктор Александрович не знаком с порядком начисления платежей за услуги ЖКХ. Дело в том, что все средства, которые жители Москвы платят за жилищно-коммунальные услуги, в тот же день распределяются по расчетным счетам поставщиков. Плата за воду (именно та сумма, которая проставлена в квитанции) «уходит» на счет Мосводоканала, за тепло (опять—таки та сумма, которая содержится в платежке) — в МОЭК и т.д. Данная система действует в Москве около 10 лет и исключает возможные злоупотребления со стороны, например, управляющей организации. В случае же, если платежный документ оплачен лишь частично, поступившие средства распределяются по счетам всех поставщиков пропорционально сумме платежа. В результате получается, что каждый поставщик получил средства, но не в полном объеме. И плательщик автоматически превращается в должника.
Так как Виктор Савельев довольно долго самовольно «редактировал» платежный документ, то и суммы долга и переплат вышли довольно значительными. На 1 марта 2012 года его задолженность по отоплению составила 4332 рубля, за услугу «ремонт и содержание жилых помещений» — 3175 рубля, за радиоточку — 556 рублей, за антенну — 152 рубля, за домофон — 680 рублей. Одновременно у него «растет» и размер переплат: так, за холодную воду пенсионер переплатил 7256 рублей, за горячую — 3879 рублей, за газ — 274 рубля.
Конечно, город не оставит пожилого человека на произвол судьбы. Но закон есть закон: в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. производить перерасчет заранее, авансом не имеет права никто. Так что специалисты инженерных служб настоятельно советуют москвичам не производить перерасчет самостоятельно, а доверить эту процедуру профессионалам.
Перерасчет по требованию
— Примерно полгода я со своими родственниками провожу на даче, — говорит другая наша читательница Валентина Воропаева. — Из города мы уезжаем, когда становится тепло. Поселок у нас небольшой, поэтому все всегда на виду. Уже осенью перед возращением в столицу я беру у председателя нашего дачного кооператива справку о том, что все лето не была в Москве. На горячей и холодной воде у меня стоят приборы учета, поэтому нужно скорректировать только счета за газ. И вот уже несколько лет я вынуждена сталкиваться с одной и той же проблемой: ГКУ ИС района мое заявление на перерасчет принимает, но автоматически производить его не хочет. Каждый раз мне приходит платежка, в которой опять предлагается заплатить за газ. Это при том, что переплата у меня должна быть еще на полгода вперед. Я отправляюсь разбираться в инженерную службу. После моих требований коммунальщики присылают мне новую квитанцию, уже с перерасчетом. А в следующем месяце история повторяется сначала. В итоге у меня за ближайшие декабрь, январь, февраль имеется по нескольку платежек. Надо сказать, очень все это раздражает.
По словам г-жи Воропаевой, жалобы в управу, префектуру, ГКУ ИС района ничего не дали. Чиновники ограничивались отписками, проблема же не разрешалась. Мы обратились в ГКУ «Центр координации ГУ ИС» с просьбой решить проблему нашей читательницы.
— По справке о временном отсутствии Валентины Воропаевой был произведен перерасчет, — рассказал нам представитель центра. — По услуге «газ» на финансово-лицевом счете абонента имеется переплата. Однако в платежном документе корректировка за данную услугу не отображалась. В связи с чем ГКУ «Центр координации ГУИС» приносит искренние извинения г-же Воропаевой. Справедливости ради следует заметить, что подобные ситуации происходят крайне редко.
Пока писался данный материал, сотрудники ГКУ ИС района исправили свою оплошность. Валентина Воропаева позвонила в редакцию «МК» и рассказала, что последняя квитанция пришла уже с учетом переплаты.