Одна из учителей, собравшихся в конце минувшей недели митинговать в Новопушкинском сквере, жаловалась: «На нашу беду чиновники научились пользоваться Интернетом. И теперь нам приходит по
Ответственность за перевод школы на платные рельсы возлагают на Федеральный закон (ФЗ № 83), меняющий финансово-организационный вид существования школы и впервые узаконивающий право системы среднего образования зарабатывать на учениках. В полную силу он вступит с 1 июля, и прочувствовать все его прелести еще предстоит. Но многие проблемы возникают уже сегодня. Так, директора школ, рассказал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, «стали отказывать ученикам
По поводу слияния школ, вызывающего так же много нареканий, на пресс-конференции высказалась заместитель руководителя департамента образования Наталия Шерри.
— При любом раскладе решение о слиянии школ принимают сами педагогические коллективы, — сказала она. — Это решение принимается коллективами двух, трех школ, которые думают, как они будут обеспечивать детям дальнейшее развитие. В этом варианте возможностей у них становится гораздо больше. Школы могут объединить только по договоренности с педагогическими коллективами, управляющим советом, даже с самими детьми. Эти решения рассматриваются индивидуально. Другой случай — когда слабую школу присоединяют к более сильной, также давая возможность развития. Преимущества такого слияния — в объединении нескольких ресурсов, кадровых, педагогических, методических.
— Мы сознательно приняли решение спрашивать мнение родителей при слиянии школ, — добавляет Алексей Анисин, начальник Северо-Западного окружного управления образования. — В этой ситуации ключ на старт дает готовность директора к слиянию. 95% этого решения приходится на сами школы, и только 5% остается за управлением образования. Экономическая выгода от слияния видна на примерах небольших учреждений. Например, сейчас зарплаты в детсадах соотносятся таким образом, что 38% от общего бюджета получают педагоги, а 62% — остальные сотрудники. После слияния пропорции меняются в лучшую для воспитателей сторону за счет сокращения «вспомогательного» персонала.
Значительная часть столичных родителей также не в восторге от тотальной компьютеризации школы. Многие опасаются, что детские электронные карты (УЭК), по которым дети будут входить в школу, платить за питание и за проезд, принесут больше вреда, чем пользы. «Родителей уже сейчас принуждают заключать договоры с операторами и подключать платную услугу SMS-оповещения каждый раз, когда ребенок проходит через турникет, на телефон мамы или папы. При этом родители смогут начислять на карту деньги через банк или специальные терминалы, стоящие в самих школах. И это еще полбеды. „Ростелеком“ уже планирует оснастить эти терминалы платными игровыми приложениями, то есть фактически установить „одноруких бандитов“ в каждой школе», — ужасаются родители. Пугают их электронные дневники, которые также будут замыкаться на УЭК. Дети, не сомневаются родители, будут регулярно «терять» их, как только скопится достаточное количество «двоек».
Выявились недостатки и электронной записи в первые классы. Как оказалось, «без номера СНИЛС нельзя записать ребенка в первый класс по Интернету. А в центре — без согласия родителей на использование персональных данных детей, в том числе «для их трансграничной передачи». А это, естественно, пугает.
Однако наибольшее недовольство вызывают две проблемы: увеличение численности групп в детских садах и пресловутое изменение там рациона питания. Постановлением Главного санитарного врача России Онищенко были изменены нормы наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях. Вместо прежнего критерия — числа детей на одного воспитателя — был введен новый: количество квадратных метров на каждого ребенка. В результате, поскольку учитывается даже площадь групп, занятая мебелью, состав групп, по словам родителей, увеличился до 35–38 человек.
Что же касается питания, то в апреле столичный департамент образования после массовых акций протеста отменил витаминизацию третьих блюд и увеличил порции из птицы, мяса и рыбы. Однако продукты в детские сады поставляются по контрактам, заключенным на весь год. А потому реальные изменения возможны только в будущем. Причиной нынешних проблем родители, в частности, называют коррупцию:
— Объем рынка питания в детских садах составляет 20 миллиардов рублей, и за эти деньги развернулась борьба, в которой пострадавшими оказались дети.
Заинтересованные стороны заявляют о необходимости кардинального изменения контроля качества питания в детских садах и школах. В рационах питания малышей предлагается полностью отменить искусственную витаминизацию всех блюд, запретить любые генно-модифицированные продукты, вернуть в меню натуральное яйцо, исключив меланж, увеличить объем каждой порции в соответствии с рекомендуемыми нормами питания. Также решено обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность постановления Главного санитарного врача об увеличении групп в детских садах.