Невысокое фабричное здание из темно-красного кирпича на улице Станиславского (дом 21, строение 7) близ Таганской площади на днях стало предметом гордости сразу трех «сословий» московского истеблишмента: Департамента культурного наследия, художников и реставраторов и театральных деятелей. Памятник промышленной архитектуры и культурного наследия был признан победителем конкурса «Московская реставрация-2011». Здание не просто отремонтировали и возродили для новой жизни, ему нашли достойное культурное применение — снова обустроили здесь театр.
Станиславский, чье имя в сознании москвичей накрепко связано с МХТ, был представителем знаменитого купеческого рода Алексеевых, владевших уникальным по тем временам золотоканительным производством. Располагалась фабрика здесь же, на Таганке, неподалеку от родового гнезда, где будущий режиссер родился и вырос. Алексеев-Станиславский не противился семейной традиции — готовился наследовать дело отцов и дедов, заботился о производстве. А вместе с тем находил время и для любимого увлечения — организовал для рабочих завода театр. С этой целью и было специально построено здание, получившее нынче высокую награду.
Любимое детище Станиславского, к сожалению, просуществовало недолго. В советское время в помещениях, где репетировали и играли актеры-непрофессионалы, разместились офисы завода «Электропровод». Стоит ли писать о том, что за эти
— Когда наши сотрудники увидели состояние фасада, они просто пришли в уныние, — рассказал генеральный директор строительно-реставрационной фирмы «Сокма-С» Андрей Соскин. — Казалось, сделать здесь ничего нельзя: несколько слоев штукатурки и краски пришлось снимать вручную, но даже при таком бережном отношении лицевая поверхность многих кирпичей оказалась повреждена.
Проект реставрации фасадов был разработан мастерами строительной фирмы «Сокма-С». В процессе реставрационных работ была произведена полная расчистка от загрязнений, краски, цементного раствора, произведено инъектирование — заполнение пустот и трещин специальными материалами для уплотнения массива кладки. Полностью были переоблицованы стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича.
Реставраторы собирали фасад как изысканный паззл, проверяли и обследовали каждый кирпичик, доращивали, укрепляли, разворачивая на 180 градусов те, что «прохудились» под ветром и осадками. Цель была одна — максимально сохранить образ и дух исторического здания. Были изготовлены и установлены вновь утраченные столярные блоки дверных и оконных проемов, восстановлены утраченные конструкции ограждения кровли.
Внутреннюю обстановку радикально не перестраивали: сохранили все металлические балки и перекрытия, обработали стены побелкой в бело-серой цветовой гамме, положили настоящий дубовый пол, специально художественно состаренный. Атмосферу подлинности и достоверности создали с помощью особого набора мебели в холле и столовой: есть здесь и длинный стол для семейных чаепитий, и неповторимые старинные стулья, собранные по одному экземпляру у антикваров, и старинный буфет, и шкаф с книгами. На стенах — портреты драматургов и представителей рода купцов Алексеевых.
— Мы старались ничего не трогать в этом доме, разве что сцену развернули в другую сторону, — пояснил главный художник театра Александр Боровский. — И воспринимаем мы наш театр именно как дом, а не как место службы.
— Это здание — пример того, как нужно относиться к историческим памятникам в Москве, — отметил представитель Департамента культурного наследия столицы Николай Переслегин. — Реставрация сделана со вкусом, элегантно, изящно, изысканно, и в этом ее главная ценность. При этом свежие архитектурные решения гармонично сливаются с исторической функцией здания и нисколько друг другу не противоречат.
Отдельно стоит отметить, что проект был осуществлен на частные средства. Инвестор Сергей Гордеев, взявшийся за возрождение всего комплекса зданий бизнес-центра «Фабрика Станиславского», отдал здание в полное распоряжение «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Понятно, что затраты его вряд ли окупятся, да и цели такой нет. Театр частный, камерный, почти домашний. Ставят Лескова, Чехова, Гоголя, правда, и от смелых, оригинальных экспериментов не отказываются. На один из спектаклей труппы («Река Потудань» по рассказу А.Платонова) очередь — на два года вперед.