На выделенных полосах устанавливают 160 дорожных знаков дополнительной информации: «Время действия» (знак указывает дни недели и время суток, когда действует данный знак), «Полоса для маршрутных транспортных средств», а также «Въезд запрещен» (знак информирования участников дорожного движения о вводимых ограничениях). Часть из них уже установлена, остальные появятся до конца апреля.
У нововведения уже появились критики. Претензии сводятся к тому, что по выходным дороги и так в целом свободны, и смысла в подобном разрешении нет. Возражают в основном те, кто настроен против выделенных полос в целом.
— В субботу я не сразу вспомнил, что можно двигаться по выделенке. Вот, думаю, опять люди нарушают. А потом понял, что власти дали официальное разрешение, — говорит руководитель экспертного центра probok.net Александр Шумский. — Кстати, с инициативой разрешить движение по выделенным полосам в выходные дни мы вышли в правительство Москвы сразу после введения этих полос. Но из столичного Департамента транспорта нам приходили письма, якобы делать это нецелесообразно. Хотя именно с этого надо было начинать, чтобы постепенно приучать водителей. Реально сейчас выделенные полосы не работают. Система не сложилась. И приучать к этим полосам нужно потихоньку, чтобы снимать озлобленность автомобилистов. Почему разрешили ездить по выходным? Пошла обратная связь от людей: власть слышит, что люди говорят.
— Ряд водителей предлагает разрешить движение по выделенке с 23.00 до 6.00. Как вы относитесь к этой инициативе?
— ГАИ говорит: зачем ночью открывать, если движение на дорогах свободнее? А мы считаем, что это хорошо, хотя бы для такси, которыми москвичи активно пользуются ночью. Кроме того, мы предлагали поставить светофоры над выделенными полосами, которые разрешали бы движение по ним в случае острой необходимости, и не только в выходные, но и ночью. Пока ответа от руководства города я не получил — возможно, из-за того, что такая мера связана с финансовыми затратами.
— С 1 июля за въезд на выделенные полосы вводится штраф 3000 рублей. Не вызовет ли это протесты автомобилистов?
— Безусловно, вызовет. ГАИ и Департаменту транспорта будет сложно. Помните, недавно прошла информация, что камеры видеофиксации на выделенных полосах не работают? ГАИ ее тут же опровергла. А ведь эти камеры не работают на самом деле. Нет, они, конечно, фиксируют нарушения, но штрафных квитанций нарушители не получают. Почему? Потому что гаишники боятся бунта водителей. Именно по этой причине власти все время откладывают ввод больших штрафов.
— Улучшилось ли движение пассажирского транспорта на выделенных полосах?
— Я часто езжу по проспекту Андропова и вижу, что количество автобусов и троллейбусов увеличилось, но пассажиров в них не прибавилось. Салоны полные только перед подъездом к метро, а на остальных участках — пустуют. Я считаю, что во многом это связано с не самым высоким комфортом пассажирского транспорта.
— Может, сначала нужно было закупить хороший подвижной состав, наладить маршруты движения пассажирского транспорта, а потом уже вводить выделенные полосы?
— Нет, нужно делать одновременно и то, и другое. Если сразу закупить сотни новых комфортных автобусов-троллейбусов, а они по-прежнему будут стоять в пробках, пассажиров в них все равно будет мало. И город понесет огромные потери.
— Сколько времени нужно, чтобы люди психологически свыклись с «неприкосновенностью» выделенных полос?
— За год можно приучить. Главное, чтобы камеры видеофиксации работали, чтобы штрафы реальные приходили. И тогда баланс обязательно сместится в пользу общественного транспорта.