Пруд — дело неблагодарное

Уникальный парк с водоемами в центре Москвы под угрозой исчезновения

тестовый баннер под заглавное изображение

Покореженные асфальтовые дорожки, обмелевшие голландские пруды, по которым уныло плавают чумазые утки, полчища комаров… Так спустя десять лет после начала реставрации выглядит памятник садово-паркового искусства — усадьба “Студенец”, расположенная в парке “Красная Пресня”.  

Этот парк, зажатый в каменном мешке между Центром международной торговли (ЦМТ) и небоскребами Москва-Сити, — чуть ли не единственная зеленая отдушина для жителей загазованной Пресни. Когда-то в глубине парка находилась усадьба “Студенец”, первым хозяином которой принято считать двоюродного брата Дмитрия Донского князя Владимира Храброго. При другом владельце — герое войны 1812 года генерал-адъютанте Арсении Закревском — в усадебном саду появилась система каналов, заполненных родниковой водой, а каждый из образовавшихся островков был посвящен военачальнику, под командованием которого воевал Закревский. До сих пор историки считают Краснопресненский парк одним из уникальных и самобытных памятников войне 1812 года, 200-летний юбилей которой намерены с размахом отмечать столичные власти.  

Впрочем, сам парк до торжественных мероприятий, по всей видимости, не доживет. В прошлом году “МК” (см. номер от 29.04.2008) предупреждал, что строительство здесь новодела по якобы сохранившимся чертежам исторической усадьбы “Студенец” ни к чему хорошему не приведет. Так оно и получилось. Со стороны набережной, на обнесенном железной сеткой участке, вырос бетонный монстр, который похож на что угодно, только не на жилой дом середины XVIII века. Компания-застройщик обещает, что в здании площадью свыше 6 тыс. кв. м будут проводиться эксклюзивные выставки и романтические встречи, однако в настоящее время строительная площадка полностью заброшена. “Что поделаешь, кризис”, — разводят руками в дирекции парка, куда “МК” обратился за комментариями.  

“За восстановление прудов, каналов и зеленых насаждений инвестор еще даже не принимался, хотя, по постановлению правительства Москвы 1999 года, реставрация памятника садово-паркового искусства должна была вестись в приоритетном порядке”, — негодует директор парка Тамара Дозорова. Сначала работы обещали закончить в 2001 году, потом в 2004-м, в 2007-м, последний срок — конец 2009-го, но сейчас в парке не делается вообще ничего. Прошлым летом коллеги Дозоровой еще подливали воду в мелеющие на глазах каналы, но теперь бросили это занятие. “Это бесполезно: строители пробили глиняную “подушку”, и теперь вся вода уходит в Москву-реку. Наши пруды угробили!” — сетует Тамара Ивановна. Все инстанции, куда она обращалась с жалобами, признают, что при строительстве в Краснопресненском парке были нарушены сразу несколько статей федерального закона об охране памятников, но сделать ничего не могут. “Или не хотят”, — добавляет Дозорова.  

Между тем этим летом на парк обрушилась новая напасть — опустевшие водоемы облюбовали полчища мошкары. Если погода будет жаркой, здесь будет идеальный “роддом” для личинок малярийных комаров. И хотя в столице с ними успешно борются, обрабатывая водоемы бактицидом, москвичам, которые из-за кризиса свой отпуск будут проводить дома, не позавидуешь. Спокойно погулять на Пресне больше негде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру