Москву взорвали из-под земли

В катастрофе на западе столицы обвинят газовиков?

Отнюдь не праздничный салют до полусмерти напугал москвичей глубокой ночью под занавес 9 мая — на западе столицы взорвался газопровод. Многие назвали эту катастрофу апокалипсисом в прямом эфире: сотни тысяч граждан имели возможность запечатлеть гигантский огненный столб в небе над мегаполисом. К счастью, столица отделалась малой кровью: 5 человек пострадали, один (по неофициальным данным) погиб, сотни машин обгорели, несколько офисов уничтожены. “МК” попытался выяснить, был ли у этой катастрофы криминальный подтекст.

Конец света по сходной цене

Такого обвала звонков служба “01” и Московская служба спасения не знали со времен пожара на Останкинской башне в августе 2000-го. Но тогда разгоралось долго, а в этот раз столб пламени взметнулся в небеса у дома 46 по Озерной улице в считанные секунды. Вот что рассказывают непосредственные очевидцы:  

— Я была уверена, что разбился самолет, — москвичка Ольга живет всего в 300 метрах от места взрыва. — Сначала был хлопок, потом гул, и — пламя высотой с 50-этажный дом.  

— Мы прилетели из Адлера где-то около 23.00 и ехали домой как раз по Озерной улице, — вспоминать о пережитом ужасе Виктория Геннадьевна Иванова вынуждена в больнице. — Справа от меня возник огромный огненный шар, который приближался со скоростью экспресса. Полетели какие-то доски, комья. Мы остановились. Выбраться я не могла, муж спас.  

Вику (она, кстати, на втором месяце беременности) спас ее муж Владимир. Он тоже пострадал — как и жена, получил ожоги ног и спины.  

30-летний Дмитрий Сибиров в злополучную ночь возвращался домой, на Сколковское шоссе, от друга, живущего в Очакове.  

Попрощавшись с приятелем, Дмитрий вышел на дорогу, поймал попутку, сел на переднее сиденье и двинулся в путь. Когда они подъезжали к району Озерной улицы, их ослепила вспышка. Когда машина внезапно оказалась во власти огня, мужчина быстро сориентировался, выскочил из машины и бросился прочь. За спиной раздавались крики оставшегося в салоне водителя.  

Однако сбежать от стихии Дмитрию не удалось — с ожогами спины и рук его доставили в ГКБ №31. Он пояснил, что не видел, как водитель выбрался из заполыхавшей машины. Из чего можно предположить: несчастный шофер сгорел заживо. Но даже обугленные останки не нашли, так что власти пока не признают официально наличие жертв в этой катастрофе.

Также в тяжелом состоянии госпитализированы Валерий Савельев и Арзуман Аляхвердиев. У всех — ожоги разной степени тяжести. Позднее, уже в воскресенье, за медпомощью с травмой головы обратился боец пожарной части Игорь Салтыков. 

В считанные минуты вокруг места ЧП собралась стотысячная толпа. Те жители районов юго-запада, кто ходил смотреть праздничный салют, плавно переместились к месту другого, куда более яркого и экзотического шоу. Самые ушлые предлагали опоздавшим журналистам видео “конца света” по цене от 500 рублей и выше.
 Многие, успев отметить День Победы, пришли к месту катастрофы изрядно навеселе. Один даже умудрился упасть с забора и сломать ногу. Те, кто помудрее, наоборот, спешили покинуть опасный район — притом что официально эвакуация не была объявлена. Но москвичи вполне резонно опасались: еще один взрыв — и вся округа превратится в огненный котел.  

Огненное буйство продолжалось всю ночь и — частично — следующий день. Лишь в 15.43 10 мая пожар был потушен. Собственно, “потушен” — громко сказано: газ (всего 40 тысяч кубометров) выгорел сам. Пожарным оставалось лишь пытаться отстоять соседние здания. Удалось это не полностью: трехэтажное производственное строение выгорело. К тому же пострадали два этажа здания физико-химического института имени Карпова. “Институт понес колоссальный ущерб, который трудно переоценить, полностью сгорели и уничтожены многие лаборатории, а также сгорело дорогостоящее оборудование. У нас в лаборатории было размещено очень дорогостоящее оборудование, теперь оно полностью уничтожено, да и в целом по институту такого оборудования погибло очень много”, — признался заведующий лабораторией электроформования волокнистых материалов института Юрий Филатов.

Газ — находка для нацбола

Взрывчатки на месте ЧП вчера к середине дня обнаружено не было. Но террористическая версия все равно проверяется. Ведь прецеденты, когда подрывники атаковали именно газовые коммуникации, уже случались. И тоже в праздник, тоже в Западном округе — 7 ноября 2000 года — рванула труба у дома 1 по 1-му Сетуньскому проезду. Тогда выяснилось, что бомбу на газопровод заложили националисты. Кстати, выяснилось это лишь спустя два дня после инцидента. В феврале 2004 года дважды взрывали газопровод в окрестностях подмосковных Бронниц. Ответственность за те теракты взяла на себя исламская террористическая группировка “Исламская бригада шахидов “Риядус-Салихьийн”. В подмосковных Люберцах была обнаружена база террористов, а позже в Кирове удалось арестовать двоих причастных к терактам.  

Сейчас шахиды и исламисты вроде бы утратили интерес к Москве. Но неофашисты по-прежнему полны сил, и для них устроить фейерверк именно в День Победы — дело принципа. Тем более в последнее время правоохранители нанесли по неонацистам несколько сокрушительных ударов (о последнем громком аресте “МК” рассказывал 8 мая). Вдобавок в городе начинается “Евровидение”, на Петровке сейчас временное безвластье — словом, повод очень удобный.  

Кстати, как выяснил “МК”, подобраться к тому месту, где рванул газопровод, проще простого. Территорию режимных НИИ имени Карпова и НПО “Дельфин” (здесь производят, в частности, оборудование для подлодок) охраняют только внутри, пройти между зданиями в промзону может любой.

Кто заплатит водителям

Основной версией случившегося по-прежнему считается техногенная. Как именно могли развиваться события, “МК” объяснил руководитель службы взрывобезопасности Москвы Адольф МИШУЕВ:  

— Существовало слабое место, которое привело к разрыву. Некоторое время газ выходил из трубы. На каждый квадратный метр грунта приходилась нагрузка в 12 тонн. Это привело к выбросу грунта и образованию воронки выброса. В результате истечения газа образуется область повышенного давления, распространяющаяся в атмосферу. В то же время в самой воронке выброса образуется область пониженного давления (вакуум). Переход от вакуума к области повышенного давления вызывает ударную волну, в которой происходит резкий скачок температуры. Газовоздушная смесь воспламеняется, и это вызывает дальнейший длительный пожар.  

Сам же этот разрыв мог произойти и из-за ремонтников. Как сообщил “МК” источник в горадминистрации, 30 апреля произошла авария на московском газопроводе под рекой Сетунь. И, вполне возможно, что из-за праздников ремонтные работы были проведены некачественно или не закончены в должный срок, то есть в системе газопроводов оставался непорядок. Взаимосвязаны ли эти события — выяснит комиссия. Ей же предстоит выяснить, почему прямо около газопровода была построена бензоколонка (то, что она не взорвалась, — счастливая случайность). И сколько еще таких взрывоопасных мест разбросано по Москве.  

Неясен и другой вопрос — будут ли выплачены компенсации владельцам машин и просто пострадавшим от взрыва. Мэр Москвы заявил, что все потери будут компенсированы, но конкретные суммы пока не назвал. Но деньги на это есть. Московские власти располагают собственным резервным фондом, средства которого в целевом порядке расходуются на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и урегулирование их последствий (в том числе выплату компенсаций пострадавшим). По данным департамента финансов, на 7 мая 2009 года остаток резервного фонда составлял 5 520 890 400 руб. От страховых фондов автовладельцы дождутся компенсации в том случае, если в индивидуальном страховом договоре оговаривались выплаты из-за ущерба, нанесенного в результате ЧП. А так по КАСКО платить деньги им будут, только если будет возбуждено уголовное дело и следствие установит, что взрыв произошел из-за “противоправных действий”. Вопрос этот интересует очень многих: в результате ЧП 15 автомобилей сгорели полностью, 70 повреждены частично. Скорее всего автовладельцам придется получать соответствующую справку в следственных органах (примерно по такой схеме получали компенсацию жертвы теракта на Дубровке). Но уже ясно, что этот процесс затянется.

ЦИТАТА В ТЕМУ

“По моему убеждению, на 99 процентов, это техногенная катастрофа. Может быть, был толчок давления... В месте повреждения под землей проходят две нитки трубопровода, и после разрыва произошел хлопок и моментальное возгорание. Из-за каких-то причин, скачка давления возникла ситуация хлопка, и, видимо, троллейбусные провода спровоцировали возгорание газа. Если бы не возникло горения газа, ситуация была бы намного хуже”.

Юрий Лужков, мэр Москвы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру