Стоит только войти во двор дома №5 по Балаклавскому проспекту, как становится понятно: тут настоящий кошкин дом, где обитает целый прайд. Несколько хвостатых красавиц вальяжно дефилируют по тротуару, другие — сидят в специально отведенном для них уголке, где кто-то не только поставил миски с едой, но и прицепил к перилам лестницы пару мышек-игрушек. Возле одного из открытых продухов копошатся котята. Уже не новорожденные — большие, деловитые… Четверо, пятеро… не меньше шести штук! Мама, сидя на крыльце, наблюдает за играми. Кажется, тут ни одному нормальному человеку не остаться равнодушным, что уж говорить о кошатниках.
Однако сами котята, похоже, привыкли как раз к равнодушию, а то и к чему похуже. Стоит к ним приблизиться — наперегонки лезут в продух, расталкивая друг друга, а мама тотчас поднимается на лапы: опасность? Обидят?..
И не только мама.
— Здравствуйте! А зачем это вы наших кошек фотографируете? — раздается строгий вопрос сверху, с балкона второго этажа.
Услышав, что ничего дурного против котят не замышляется, женщина на балконе охотно рассказывает: живет здесь кошачья семья давно, и всех хвостатых народ знает в лицо и по имени. Скооперировавшись, соседи кормят кошаков, причем не абы чем.
— У них настоящее меню, — смеется жительница дома. — Курица сырая, курица вареная, молоко, корм специальный… Тех, кто их кормит, кошки обожают, и это взаимно. Наши девочки следят, чтобы ни у кого не было блох, клещей, все взрослые кошки стерилизованы, молодых тоже собираются перевязать. Хотя если котята и появляются, их быстро разбирают. Взрослую кошку, которая выросла на улице, взять в дом гораздо сложнее, они не привыкают…
Похоже, равнодушной к кошачьему обаянию остается один человек: та самая председатель ЖСК Лидия Волкова, которая и велит замуровывать продухи. Защитники животных успешно их взламывают, и эта борьба продолжается уже не первый день.
«Инициативные граждане поехали в управу района Чертаново Северное и там написали заявление на Волкову. В управе им сообщили, что заявление будет рассмотрено в течение 30 дней. Кошки за это время, конечно, погибнут. Тогда приехал еще один волонтер, вооруженный теперь болгаркой, и все же сломал продух. Кошки вышли, поели. Но продух снова замуровали, а консьержка наотрез отказалась выдавать от подвала ключ: ей строго-настрого запретила Волкова. Граждане позвонили в полицию и на «112». «112» перевела звонок на Службу спасения. Служба спасения спасать кошек отказалась. Граждане отправились к Волковой, показали ей видео, на котором из подвала кричат кошки. Волкова снова всех послала. Граждане вызвали волонтера, который разбил продух. Волкова вызвала полицию. Полиция арестовала волонтера. Граждане написали заявление на Волкову — о жестоком обращении с животными с использованием служебного положения», — описывает баталии, разгорающиеся во дворе дома №5, одна из активисток в социальной сети.
Несмотря на благие намерения, явление с ломом и попытка взломать продух — штука, которая вполне тянет на уголовное дело.
— К нам приходил участковый. Сначала сказал: ну а что такого, она же кошек не убила?.. — возмущается женщина. — Мы спрашиваем: а если бы его самого замуровали в подвале без воды и еды?! Потом он сказал, что скоро вступит в силу распоряжение, что в подвалах обязательно будут оставлять небольшие ходы — специально для кошек.
Речь идет о решении, которое приняло Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: теперь в правила эксплуатации жилищного фонда внесены коррективы — в фундаменте каждого многоквартирного дома должны сохраняться специальные отверстия для циркуляции воздуха размером 15 на 15 сантиметров. Необходимы они не только для кошек, но и для воздухообмена. Максимум, что может решить совет дома, — поставить на них сетки. Напомним, что сейчас действует информационное письмо столичного Департамента ЖКХ и благоустройства от 28 сентября 2011 года, где рекомендовано оставлять хотя бы один подвальный продух, если в подвале живет кошка. Однако этот документ носит лишь рекомендательный характер.
В самом ЖСК, куда корреспондент «МК» обратился за комментарием, объяснить свою позицию отказались, заявив, что Волковой в настоящее время нет на месте, а без нее никто ничего о кошках сказать не может.
Сетки (или решетки) — тоже вопрос неоднозначный: дышать-то кошки смогут, еду им люди тоже просунуть изловчатся, но вот как быть с чашкой воды? И с возможностью выйти на улицу, в том числе по нужде?
— Кошки вообще-то чистоплотные животные. Они не будут ходить в туалет там, где живут. Я сама спускалась в подвал несколько раз — там все чисто. Вижу: кошечки выходят, под деревом присаживаются, — продолжает рассказ соседка. Любой, кто когда-либо жил с кошкой, поймет: причин не верить этим словам нет.
СПРАВКА "МК"
Лишение животных доступа к воде и пище и создание угрозы их жизни может подпадать под действие статьи 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными». Однако основание для возбуждения дела — изуродованные трупы, которые пока, к счастью, на Балаклавском отсутствуют.