Михаил Балакин: «Строить стали меньше, чем при Лужкове»

Строительство должно стать абсолютным приоритетом для городских властей, считает экс-глава СУ-155

Бывший владелец СУ-155 Михаил Балакин выдвинут партией «Союз горожан» кандидатом на пост мэра Москвы. В интервью «МК» Балакин рассказал о том, зачем идет на выборы, каким видит развитие Москвы и какую роль в его бизнесе сыграла Евгения Васильева.

Строительство должно стать абсолютным приоритетом для городских властей, считает экс-глава СУ-155

— Почему вы решили выдвинуть свою кандидатуру?

— Знаете, я очень хорошо отношусь к Сергею Собянину и его команде. Во многих вопросах они просто молодцы, но в Москве стали строить гораздо меньше, чем при Юрии Михайловиче Лужкове. И я, как не последний представитель стройкомплекса, хочу добиться того, чтобы Москва строила больше. Я немного по-другому вижу развитие города, чем мэрия: и реновацию, и транспорт, и промзоны. Строительство должно стать абсолютным приоритетом для городских властей — чем больше строится, тем выше доходы населения. Например, чем больше бизнес-центров, тем меньше арендные ставки, тем легче развиваться бизнесу. Чем больше площадей для магазинов и кафе, тем легче такое кафе открыть. В свое время Юрием Лужковым было принято гениальное решение — запрет на размещение квартир на первых этажах в новых домах. И это стало серьезным стимулом для развития малого бизнеса в городе.

— Почему именно «Союз горожан»?

— Мне близки те цели, которые ставит перед собой эта партия: развитие местного самоуправления, защита интересов жителей города. «Союз горожан» выступает за доступное и комфортное жилье, строительство транспортной инфраструктуры — это один в один мои тезисы.

— Сможете пройти муниципальный фильтр?

— Постараюсь. Я уже почти 4 года работаю в Мосгордуме, знаю много муниципальных депутатов. Уже начал с ними разговаривать, есть договоренности о порядка 50–60 подписях, в ближайшее время оформим их. Ну и активно продолжу использовать все предоставляющиеся возможности.

— Вы упомянули реновацию, на которую смотрите иначе, чем городские власти. Какая программа реновации нужна Москве?

— В свое время я сносил первую пятиэтажку в Москве на улице Наметкина, тогда еще по программе сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Реновация должна вестись сверхмасштабно и ускоренными темпами, со сносом всего квартала, чтобы не создавать жителям неудобств. Это же сумасшедшие затраты, если делать поэтапную реновацию: где-то надо временные коммуникации проложить, где-то обойти жилые дома. В поле работать гораздо проще: поэтому надо организовать процесс так, чтобы сносить кварталами.

— Где найти столько земли для такой масштабной программы?

— То, что в Москве нет земли — это миф. Только в кварталах реновации, не переуплотняя застройку, можно легко построить 60 млн квадратных метров жилья. Плюс развитие промзон. Чтобы стимулировать развитие промзон, можно повысить для них налог на землю. При сегодняшней ситуации с Новой Москвой — там полно земли, можно любые технопарки строить. И туда переносить промзоны из старой Москвы. Это даст возможность городу стать городом. Гнойники в виде промзон надо убирать.

— Другой острый вопрос для города — транспортные проблемы…

— Выделенки сыграли потрясающую роль в решении транспортных проблем. Но. Я участвовал в завершении строительства Третьего транспортного кольца. К сожалению, когда проектировали Третье кольцо, МКАД, никто не ожидал такого взрывного роста числа автомобилей. Сейчас мы находимся в ситуации, когда надо еще раз проводить реконструкцию основных магистралей города. Не точечно развязки строить, а полностью делать реконструкцию. Для меня образцом по транспортной системе является Барселона. Там, как говорят специалисты, наибольшее количество квадратных метров дорожного покрытия на единицу автомобилей. Надо делать больше дорог, больше развязок, плюс необходима правильная организация дорожного движения.

— А что не так сейчас с организацией?

— Мне, например, не нравится, что сделали с Садовым кольцом. Понаставили светофоры и заткнули его. Хотя много лет обсуждалась идея о том, чтобы вообще сделать на Садовом одностороннее движение, убрать светофоры.

— А платная парковка?

— Платная парковка должна быть, особенно там, где проходят маршруты общественного транспорта. Кроме того, город должен и деньги зарабатывать, в конце концов. Мне кажется, что и наружную рекламу слишком жестко зачистили — не закрывала она так вид, чтобы радикально менять ситуацию.

— Много времени уделяете работе депутатом?

— Встречи в своем округе (М.Балакин избирался по 38-му избирательному округу, куда входят территории Новой Москвы) провожу регулярно: раз в две недели, часто еженедельно.

— На вашу предвыборную кампанию будет негативно влиять история с банкротством СУ-155. Почему оно произошло?

— Мы были крупнейшей строительной компаний в стране — работали в 32 регионах. Даже восстанавливали Цхинвал после войны 2008 года. В одной только Московской области платили 8 млрд рублей налогов ежегодно. Но по нам сильно ударила остановка продаж в кризис — стоило остановиться в одном регионе, произошел кассовый разрыв и все полетело. Ситуацию усугубило то, что банки подняли ставки. Если бы мы строили элитное жилье, нам бы хватило маржи, но мы всегда стремились строить массовое доступное жилье, поэтому и наценка была минимальна, и мы сильно зависели от объемов. Упали объемы — компания не смогла это пережить.

Мы очень серьезно вкладывались в страну. Только в развитие промышленности мы вложили 60 млрд рублей. Своим сотрудникам компания передала квартир на 100 млн долларов, схема была такая: мы компенсировали ставку по ипотеке, люди отдавали только тело кредита.

Когда стало понятно, что выплыть не удастся, я передал все активы государственному «Российскому капиталу», чтобы не подводить людей, чтобы достроить все объекты. «Российский капитал» финансирует достройку наших объектов за счет средств от управления теми активами, которые мы передали. Сейчас вопрос дольщиков практически решен, все обязательства выполняются.

— Сегодня у всех на слуху возможное банкротство другого крупного застройщика — Urban Group, и в качестве одной из причин называется санация объектов СУ-155.

— Разговоры о том, что это как-то связано с их обязательствами по достройке наших объектов, — безосновательны. Их обязательства перед дольщиками СУ-155 никак не могли повлиять на устойчивость бизнеса.

— После банкротства СУ-155 началось и ваше личное банкротство. В чем причина?

— Все банкиры говорят об одном, что все кредиты СУ-155 были переобеспечены активами. Все мое личное банкротство связано с личными поручительствами по кредитам СУ-155. Поэтапно эта проблема закрывается: был закрыт кредит Сбербанку, урегулированы взаимоотношения с Росбанком. Причем сумма урегулирования по кредиту Росбанку была значительно меньше, чем сумма кредита, именно за счет хорошего обеспечения.

— Какая ситуация вокруг спора о строительстве жилья для Минобороны?

— Минобороны, к сожалению, не смогло переоформить землю под жилое строительство. Из-за этого невозможно пройти экспертизу, утвердить окончательную цену контракта, и они не могут заплатить. Хотя дома все построены, даже больше, чем заложено в контракте. Скорее всего, будет мировое соглашение между Минобороны и СУ-155.

— В прессе любят связывать ваши контракты с Минобороны и бывшего директора департамента имущественных отношений Минобороны Евгению Васильеву…

— Васильева действительно в свое время была руководителем одного из наших подразделений в Санкт-Петербурге. Но с Минобороны мы работали и до ее прихода в министерство, и после того, как она ушла. Еще в нулевые мы были крупнейшим участником социальных программ Минобороны — строили жилье для военных. Например, только в 2007 году мы возвели в Щербинке 260 тыс. квадратных метров жилья для военных. Так что это все обычные спекуляции.

Беседовал Петр СОКОЛОВ

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру