Как изменилась площадь Белорусского вокзала: трамваи, рестораны и простор

Дорога от кольцевой «Белорусской» до радиальной перестала быть подвигом

Вокзал — для двоих. Особенно Белорусский. Свидания можно назначать у памятника Горькому, а если не по душе автор романа «Мать», то у Никольской церкви — теперь, когда исчезли хаотичные палатки и стихийная парковка, ее видно издалека. Рядом — одна из самых модных ресторанных площадей современной Москвы, за углом — Тверская улица, а впереди — завлекающие надписи на табло, которые сообщают, что вот-вот отходит поезд в Париж, Прагу, Вену или хотя бы в Минск... Отпуск в Европе пока не светит? Значит, глянем по сторонам: наш Белорусский вокзал теперь не уступает красотой большинству европейских.

Дорога от кольцевой «Белорусской» до радиальной перестала быть подвигом
Старообрядческая церковь Святого Николая — жемчужина площади и место свиданий. Отреставрированная, она красиво отражается в стекле бизнес-центра.

Если не был у Белорусского вокзала несколько лет, то разница очевидна: где был бардак — теперь Максим Горький стоит (как, в общем-то, и стоял до середины нулевых). Где пытались пробраться бочком, перебежками, опасаясь безумных машин, — теперь можно сесть на трамвай и помчаться на Лесную… Вот здесь, за углом, раньше была пицца — «резиновая» и совсем не итальянская, но зато алкоголь несовершеннолетним без вопросов продавали! — а теперь модная бургерная с крафтовым пивом.

Другая эпоха… Тротуары теперь расширены (всем места хватит, даже с чемоданами!), а на месте асфальта лежит аккуратная гранитная плитка.

«Это ключевая площадь Москвы, она превратилась, к сожалению, в 1990-е годы в жалкое зрелище. Вначале здесь все было заставлено ларьками, велась хаотичная торговля, затем все это превратилось в сплошную стоянку машин, беспорядочное движение и постоянную пробку. Затем возникла удивительная идея создать здесь торговый центр, который бы усугубил все эти проблемы, которые здесь есть. Для этого были вырыты котлованы, практически начиналась стройка. В 2011 году начали переговоры с инвестором, в течение нескольких лет урегулировали этот вопрос и сняли эту проблему. В конце концов приняли решение вернуть Москве эту историческую площадь, сделать ее действительно одной из самых лучших московских привокзальных площадей», — заявил в свое время мэр Москвы Сергей Собянин. Напомним, что реконструкция площади Тверской заставы прошла в рамках реализации программы «Моя улица», запущенной по инициативе мэра.

Сегодня вокруг Белорусского вокзала разбито более 11 тысяч кв. м газонов и высажено 79 новых деревьев, так что прогулка обещает быть приятной, а фотографии, сделанные здесь, — красивыми: все коммуникации спрятаны под землю.

— Вообще площадь Тверской заставы и окрестности постоянно реконструировали: когда расширяли и строили улицу Горького, потом — когда в работе был Генплан реконструкции Москвы 1935 года, потом — в девяностые и нулевые… Наверное, мало что осталось. Но для меня это одно из самых красивых мест в Москве: там сохранился старообрядческий храм святого Николая Чудотворца, а прямо за ним выстроен бизнес-центр, и теперь эта маленькая церковь потрясающе отражается в этой стеклянной громадине. Красиво! — говорит москвовед Александр Васькин.

Главный вокзал города

Белорусскому вокзалу на роду написано было стать визитной карточкой Москвы: сюда приезжают на аэроэкспрессе из «Шереметьево» туристы (а кто-то — просто на поезде), отсюда вытекает и течет к Кремлю Тверская улица, главная московская артерия, а в другую сторону идет Ленинградский проспект. Наконец, нельзя игнорировать историческую память.

Сюда (тогда вокзал назывался Смоленским) прибывали на коронацию из Петербурга последние российские императоры. Отсюда в 1941 году уезжали на фронт москвичи: об этом напоминают и мемориальная доска в честь первого исполнения песни «Священная война», и памятник «Прощание славянки» на перроне.

По словам главы столичного Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, восстановление площади Тверской заставы можно назвать ярким примером комплексного подхода к сохранению исторических памятников.

«Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году. На ней планировали за 300 млн долларов построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центром. В 2011 году реализация проекта была остановлена, и теперь это пространство, удобное для пешеходов, со сквером и доступными объектами культурного наследия. В том числе на площадь вернулся памятник Максиму Горькому, окруженный сквером», — цитируют СМИ слова Емельянова.

Памятник Максиму Горькому (скульптор Вера Мухина) вернулся на площадь из парка «Музеон».

Не стоит забывать и настоящее название этой площади — Тверская застава, то есть таможенный пункт старой Москвы. В середине XVIII века, в 1730–1740-х годах, границей города стал Камер-Коллежский вал — особая насыпь, строительство которой инициировали московские купцы, желающие обезопасить себя от конкурентов. Граница оставалась там вплоть до 1910-х годов, а теперь о ней напоминают столичные топонимы: где «вал» — в данном случае Пресненский, Грузинский и Бутырский, — там и была насыпь.

Именно на площади Тверской заставы, где позднее вырос вокзал, изначально стояла Триумфальная арка, символизирующая победу над Наполеоном. Первые «ворота», поставленные в 1814 году, были деревянными, и только в конце 1820-х годов Осип Бове, которому Москва обязана украшением после пожара, превратил их в каменные — те простояли более ста лет. В 1936 году, когда на город обрушился грандиозный план сталинского преображения, «ворота» разобрали — и только в конце 1960-х, восстановив, перенесли на Кутузовский проспект, где триумфальная арка осталась до сегодняшнего дня.

— Хотя сама по себе арка не была таможенной, возле нее, как возле любого въезда в город, были два павильона, где проверяли товары. Есть гравюра «Выезд Наполеона из Москвы», где как раз видны два обелиска — это было стандартное оформление любой заставы: два обелиска и между ними постройка с арками. Во многих местах они сохранились до середины XX века, — рассказывает москвовед Александр Фролов.

Кстати, под Триумфальной аркой прошел в 1899 году первый в Москве электрический трамвай — тот, что вытеснил добрую старую конку. И трамвай — в отличие от арки — сейчас на площадь Тверской заставы вернулся.

Сказки старого трамвая

Движение трамваев запустили 9 сентября 2017 года. Пока что к услугам москвичей и туристов — два маршрута: по Лесной улице до соседней станции метро «Новослободская» либо чуть дальше — на восток, к метро «Бульвар Рокоссовского». Последний, кстати, можно использовать как экскурсию по цене поездки на общественном транспорте: трамвай идет мимо Ботанического сада и парка «Сокольники», Соборной мечети и спорткомплекса «Олимпийский», высотки у Красных Ворот, через площадь трех вокзалов и оттуда, вдоль берега Яузы, в старые уютные районы — Преображенское и Богородское, где еще можно увидеть деревянную церковь и немножко малоэтажной Москвы…

Трамвай от главного вокзала — очень европейское решение: вспомним Хельсинки, Будапешт или, например, Страсбург. Да и сами вагоны — стильные, современные модели «Витязь-М» отечественного производства, на тихом ходу, с удобными сиденьями и без турникетов, их можно пройти насквозь от головы до хвоста. И даже если туристам эти маршруты — все-таки метро популярнее! — не пригодятся, то москвичи уж точно оценили их по достоинству.

— Признаться, я не люблю метро! Хотя двадцать лет живу в Москве, но так и не привыкла, — рассказывает 40-летняя Анна, живущая на Ивантеевской улице. — А вот летать приходится часто, причем именно из «Шереметьево»: командировки. Так теперь не нарадуюсь: трамвай ходит практически от моего дома возле метро «Улица Подбельского»… то есть, простите, теперь уже «Бульвар Рокоссовского»! Так вот, оттуда — и до Белорусского вокзала, а там уже — аэроэкспресс и рейс. Вообще под землю не спускаюсь, прям как мечтала… Быстро и удобно!

— Я тоже не любительница подземных передвижений, — соглашается ее подруга Ирина Юрьевна. — Хотя мне метро и ни к чему: живу в Дегунине, на Керамическом проезде, мне до метро еще почти час на перекладных тащиться… Зато платформа электрички рядом, так что я каждый день езжу через Белорусский вокзал, а отсюда прыгаю в трамвай и быстро доезжаю до Миусской площади, где работаю. Конечно, теперь стало гораздо приятнее здесь ходить, даже вечерами…

Разворотное кольцо трамваев пустили вокруг памятника Максиму Горькому, который вернулся сюда из парка «Музеон». Там же — небольшой сквер со скамеечками, так что если транспорт приходится ждать, то можно скоротать время с комфортом.

Жизнь в движении

Четыре полосы движения в направлении центра сохранились. В область, по Ленинградскому проспекту, убегает пять полос. Ширину полос на дорогах выровняли до 3–3,25 метра.

«Через 1-ю Тверскую-Ямскую машины будут вместе с трамваем проезжать с Лесной и обратно по сигналу светофора. Машины смогут выезжать на Ленинградский проспект, на Тверскую, Бутырский Вал, на соседние улицы и переулки. Транспортные потоки и пешеходные маршруты проходят отдельно. Все это дает возможность водителям сэкономить до 20 процентов времени при проезде через площадь», — объяснил профессор МАДИ Эдуард Котлярский.

Стихийная парковка возле входа в вокзал исчезла. Пассажиров теперь можно высадить у тротуара без проблем и быстро пересечь площадь.

Парковочных мест на площади теперь — чуть больше ста. Они приличные, удобные и цивилизованные, не оставляющие автомобилистов наедине с необходимостью кое-как втиснуться в параллель, заперев при этом товарища по несчастью. А лучше не тратить время: возле здания вокзала есть специальная полоса, где могут останавливаться такси для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, появилось 22 наземных пешеходных перехода.

«Когда-то была идея построить развязку, потому что здесь пробки. Считалось так: давайте сделаем эстакады, и здесь все полетит! Тот анализ, который мы проводили, показал, что в развязке нет никакой необходимости, она ничего не дает, кроме того, что мы просто убьем историческую площадь, и больше ничего», — комментирует принятое решение Сергей Собянин.

Москвичи знают: два выхода из двух «Белорусских» — радиальной и кольцевой — разнесены по обе стороны огромного углового вокзала. И раньше перепутать их было серьезной проблемой: иногда проще было вернуться под землю и перейти на нужную станцию там, чем пытаться протолкнуться мимо толпы с чемоданами, назойливых таксистов и торговцев сим-картами, палаток с сомнительными беляшами и некачественной косметикой… Теперь — все по-другому. Если встреча назначена у церкви, а вы случайно вышли из радиальной «Белорусской», огибать вокзал кольцом, как раньше, не придется: можно пройти насквозь всего за пару минут. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроен парк с липами и павильоном для кафе — он связывает Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Не придется спотыкаться и в случае опоздания на аэроэкспресс: пересечь площадь удастся за пару минут и все-таки успеть в вагон, особенно если билет куплен заранее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27705 от 15 июня 2018

Заголовок в газете: Столичное «окно в Европу» засверкало новыми красками

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру