Улица Маршала Бирюзова, 28. Обычная аптека на высоком первом этаже кирпичного дома 50-х годов постройки. Отдельный вход, облупленная лестница. Современная керамическая плитка на полу.
— А вот он, этот люк! — улыбается женщина, сидящая рядом с прямоугольным выступом на полу, покрытым той же плиткой. Размер — примерно метр на полтора.
— Я вообще-то думала, что там какие-то интернет-кабели. По крайней мере именно после того, как у нас вырубился Интернет, к нам пришел этот парень, риелтор, и рассказал про люк!
Риелтора зовут Рустем. Продавец недвижимости — ходячая энциклопедия всех районных слухов и городских баек. Профессия такая. И историю «объектов», тем более соседних, Рустем знает превосходно.
— Точно известно, — рассказал «МК» риелтор, — что это когда-то была обычная двухкомнатная квартира, коммуналка. И мне рассказывали — просто как слухи, конечно, — что вот этот люк, ныне не действующий, выводил в технические помещения дома, а там сообщался с метрополитеном. Никто из нас, конечно, этого не проверял. Знаю только, что бывшие жильцы страдали от шума поездов.
Здесь трещина в доме
Стук колес в доме и вокруг него действительно слышен. Да еще как! Дрожит земля, вибрирует асфальт. Поезда ходят каждую минуту — то от «Октябрьского поля» к «Щукинской», то обратно. В середине 1970-х, когда строили этот участок Краснопресненского радиуса, прошли прямо под фундаментами домов, на глубине нескольких метров. По техническим нормам допустимо, но для застройки это бывает испытанием.
— Мы купили квартиру на восьмом этаже дома, стоящего над тоннелем метро, — вспоминает Ольга Глотова, жительница улицы Маршала Василевского. — Когда начали ремонт, просто обалдели: в кирпичной стене обнаружилась трещина сантиметров 15! Это оказалось следствием прокладки метро прямо под нашим домом: участок фундамента немного просел.
В доме 30 по улице Маршала Бирюзова, по соседству с той самой аптекой и заделанным люком, весь первый этаж занимает поликлиника №115 (точнее, ее 4-й филиал). Стук колес слышен здесь настолько отчетливо, что, должно быть, мешает врачам выслушивать пациентов. Впрочем, медики не жалуются: говорят, что привыкли.
Так что же все-таки это за люк в метро? И был ли он на самом деле? Пресс-служба агентства недвижимости, сотрудник которого указал на артефакт, полагает, что информация о люке «сильно преувеличена». Единственные действительно надежные сведения — это то, что люк вел в подвальные помещения дома и что сейчас он надежно заделан бетоном. «Мы даже и не пытались его открыть, — рассказали «МК» сотрудники аптеки. — Тем более что это пришлось бы делать отбойным молотком».
Для отдыха сотрудников
Мнение сотрудников метрополитена и метростроителей, опрошенных «МК», солидарно: «частный» вход на территорию метрополитена просто невозможно себе представить. Учитывая сложность подземного строительства и строгость режима столичной подземки, соорудить такое в любые времена попросту невероятно.
— Если это люк, то можно себе представить разве что какое-то бомбоубежище, построенное самопалом, — объясняет источник «МК» в метростроительной компании. — И то очень вряд ли: такую самодеятельность быстро заметили бы и пресекли сотрудники службы пути метрополитена. Но если это был настоящий, «человеческий» вход с лестницей, то этому можно найти объяснение.
Оказывается, в советские годы в московском метрополитене существовала любопытная практика: на конечных станциях (а «Октябрьское поле» была конечной с 1972 по 1975 год) в конце оборотных тупиков иногда делали технические выходы, причем именно в жилые дома. Предназначались эти выходы для поездных бригад, выполнивших ночную расстановку поездов: им нужно было отдохнуть перед утренней сменой.
О том, что те или иные объекты использовались как технические выходы из метро для сотрудников, в Москве рассказывают множество историй. Например, в районе Отрадное, на Северном бульваре, достаточно уверенно показывают вентиляционный киоск, который в 1990–1992 годах, когда «Отрадное» была конечной, якобы служил для выхода сотрудников из оборотных тупиков. На юге Москвы, на Ореховом бульваре, показывают закрытый выход из подземного пространства в районе окончания оборотных тупиков «Красногвардейской»: в 90-е годы, рассказывают местные жители, им пользовались поездные бригады.
По Станиславскому
— Не верю, — возражает Алексей, машинист метро с 11-летним стажем. — Сейчас никаких подобных выходов совершенно точно нет, и за время работы я не слышал ни одной истории о них. Это больше похоже на городские байки. В реальности же выход из метро, дорого стоит в постройке и требует охраны. И как ее организовать в квартире жилого дома? Нет, не верю!
По мнению Алексея, существуют более простые объяснения загадочным наземным объектам. В Отрадном, скорее всего, речь идет об обычной вентиляционной шахте, а на «Красногвардейской» выход — это не метро, а районное бомбоубежище. Которое, впрочем, сообщается с метрополитеном как с объектом гражданской обороны. А значит, теоретически машинисты могли один (или даже несколько) раз выходить оттуда. Что и породило слух.
Таким образом, даже если лаз на территорию метрополитена из жилого дома на Маршала Бирюзова когда-то существовал, он уже давно выведен из строя. Но не зря такую историю сначала запомнил (а потом и рассказал) профессиональный риелтор. Он, общающийся с покупателями недвижимости каждый день, прекрасно знает, что подобные истории всегда интересны. И мало ли, кто-нибудь так загорится идеей иметь квартиру или магазин «с личным входом в метро», что купит ее!