— Российским и московским законодательством достаточно давно определен порядок размещения рекламных и подобных им конструкций, — рассказала, представляя проект комиссии МГД, Татьяна Гук, заместитель председателя Москомархитектуры. — Но граффити нельзя назвать «конструкциями», носителем изображения в данном случае выступает собственно стена. Демонтировать здание вместе с несанкционированными изображениями? Это невозможно! С «серой зоной» необходимо разобраться.
Порядок согласования, как пояснил депутатам основной разработчик проекта, глава департамента СМИ и рекламы города Москвы Иван Шубин, будет следующим. Инициатор граффити (художник или заказчик, если изображение предполагается рекламным) вначале делает эскиз изображения применительно к конкретному месту размещения. Важно, чтобы картинка хорошо вписывалась в поверхность — например, окна или кондиционеры на месте глаз окажутся под запретом.
— Художественным обликом займутся специалисты Москомархитектуры, — отметил Иван Шубин, — в общем, в результате получится некий худсовет, который и будет принимать решения — одобрить или не одобрить идею граффити. И вот с одобренным проектом художник пойдет разговаривать с правообладателем — то есть, например, управляющей компанией жилого дома.
— Помимо того, что мы должны следить за содержанием граффити, не допускать нарушения федерального и городского законодательства об экстремизме, исключать призывы к незаконным и безнравственным вещам, — комментирует проект депутат Мосгордумы Степан Орлов, — наша обязанность, мне кажется, следить и за стилем, за качеством росписей. Не допускать дурновкусия. Москва — это исторический город, в котором мы просто не можем себе позволить некрасивое, непрофессиональное оформление.
Еще два нововведения проекта: легальное граффити должно сопровождаться официальным договором с владельцем поверхности (а если это реклама, то соответствовать Закону о рекламе). А после размещения художник будет обязан поддерживать свою работу, то есть подновлять, пока не будет решено заменить картинку.
— Это все имеет отношение только к легальным граффити — тем, что рисуют по заказу управ или как рекламу, — комментирует ситуацию Андрей, 22-летний уличный художник, занимающийся граффити уже восемь лет. — Это про деньги. За деньги — да бога ради, пусть заказчик все и согласовывает, наше дело только выполнить. Хотя я себе не представляю, как они будут заставлять поддерживать работы — вы сначала нас найдите!
Настоящее творчество граффити-художников традиционно процветает в совершенно других местах — не на брандмауэрах зданий в центре и не на стенах бойлерных. В качестве полигона и лаборатории стрит-арта служат бетонные заборы по сторонам железных дорог, мосты, промышленные здания — то, что обладает «альтернативной», с точки зрения обывателя, эстетикой. Точно так же альтернативны, на глаз непривычного наблюдателя, и техники граффитистов, и их субкультура.
— К конкурсам граффити, которые у нас проводятся, мы не будем, наверное, предъявлять требования по предварительному согласованию, — отмечает Татьяна Гук, — так же как и к социальным, культурным работам, как проекты Российского военно-исторического общества или прекрасный портрет Тургенева на Остоженке. Но вообще-то мы стремимся создать закон, регламентирующий все уличные изображения.
Если то или иное граффити будет признано «неподобающим» или не будет утверждено в установленном порядке, его следует уничтожить за счет владельца поверхности. Если же этого не происходит, «неуставной» рисунок закрасит город, а потом выставит домовладельцу счет.
Учитывая, что комиссия МГД по городскому хозяйству и жилищной политике единогласно провела законопроект, у него есть все шансы стать городским законом и вступить в силу уже в этом году. С момента принятия запустится счетчик: в течение полугода все несогласованные граффити должны исчезнуть или быть утвержденными по новому порядку.