Как у них: западный опыт
Эксперты указывают на разные стартовые условия появления граффити в Москве и «у них», в первую очередь в США. Там эта уличная форма самовыражения долго выходила из подполья, точнее, из нью-йоркской подземки, и далеко не везде и не всегда эта борьба заканчивалась в пользу граффистов. Надо понимать, что там, где стрит-арт-движение в итоге получило право на существование, для этого возникли определенные социальные предпосылки, вызванные урбанизацией и новыми экономическими вызовами.
Как у нас
В Москве же уличные художники оказались в более тепличных условиях. Никакого протеста, никакой борьбы – бери и рисуй. Но вот здесь-то и оказалась основная загвоздка. Но мало получить площадку — нужны идеи, а также талант их реализовать. В итоге «золотой век» московского граффити просуществовал недолго. Оказалось, художникам проще согласовать прихоть рекламного заказчика и немного при этом подзаработать, чем тратить время и усилия на создание шедевров.
Игорь Воскресенский, бывший главный художник Москвы, а ныне председатель комиссии по монументальному искусству, тоже бьет тревогу:
— Нынешние рекламные граффити во всю стену ломают масштаб, мы уходим от человеческого масштаба к какому-то гипертрофированному — с огромными людьми, лицами, и всё это, допустим, на пятиэтажных домах. Не говоря уже о колористике, которая должна серьезно прорабатываться десятилетиями… и вдруг идут яркие цветовые удары, которые всё перебивают.
Игорь Николаевич вспоминает удачный западный опыт, приводя в пример Лион: «там-то как раз масштабы изображений связаны с масштабом зданий и сооружений и грамотно вписанное граффити действительно является достопримечательностью этого города, люди приезжают специально посмотреть эти изображения».
Нужны новые Коровины и Головины
Так можно ли в свете всего происходящего считать столичное граффити искусством? «Увы, о граффити в Москве как об искусстве можно говорить с большой натяжкой» — такое мнение разделяют практически большинство искусствоведов и художников. Для этого нужны предпосылки; они приводят в пример, как для развития русской сцены в начале XX века в первую очередь понадобилась новая плеяда художников-декораторов и их менеджеров в лице Дягилева и Теляковского, которые во многом изменили лицо театра. «Такие художники, как Коровин и Головин, изменили театр. Городские просторы гораздо шире, но, к сожалению, сравнимых с ними фигур, способных подчеркнуть столичную самобытность и уникальность, в стране сегодня нет», — в один голос говорят многие эксперты.
Нет акта — нет граффити
Эксперты из Общественной палаты Москвы во многом солидарны с искусствоведами, добавляя, что развитию граффити «мешает закрытость этого рынка». Доходит до того, говорит один из них, что собственники жилья, на доме которых появляется рисованная реклама очередного автопроизводителя, даже не в курсе такой рекламы. Да, в городах второго эшелона можно встретить целые стрит-арт-кварталы в бывших промышленных зонах. «Но вот попробуйте договориться с богатыми собственниками исторических кварталов — вас никто слушать не будет. А налепите что-то в центре Парижа, Рима или Лондона без чьего-либо ведома — вас тут же накажут еврорублем и административным арестом», — говорит эксперт.
* * *
Удастся ли московскому стрит-арту свернуть с кривой дороги коммерциализации и стать ближе к высокому искусству — вопрос остается открытым. Как говорил один английский классик, «как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение».