Организаторы предложили гостям (педагогам и директорам школ) «круглого стола» пройти электронный урок: на пятнадцать минут стать школьниками. Вооружившись планшетом, учитель школы №498 Петр Зуев провел интерактивный урок. Так как в нашей стране скоро стартует чемпионат мира по футболу, Петр Юрьевич попросил «учеников» назвать стадионы, которые они знают, и отразить их названия на карте на планшетах. Затем на экране интерактивной доски появилась статистика по вместимости этих стадионов и их история. А теперь второе задание: отгадать, на каком уроке вы находитесь. Оказывается, на информатике! Азы программирования дались директорам школ и педагогам с легкостью.
Руководитель Городского методического центра Марианна Лебедева рассказала о проекте «Московская электронная школа».
— Это современная российская разработка, новый взгляд на обучение детей. Система была внедрена в сентябре 2016 года по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина. «МЭШ» включает в себя не только сервисы электронного портала и электронного дневника, но и массу учебного материала. Туда загружено уже более 400 тысяч уроков для учеников с 1-го по 11-й класс, разработанных лучшими педагогами Москвы. Эти уроки доступны для использования их коллегами. Таким образом, учителя делятся своими наработками, передают опыт. Сегодня электронные сервисы используют в 800 школах и образовательных учреждениях, а это 1 миллион 400 тысяч пользователей. В систему «МЭШ» уже загружено 189 художественных произведений, 217 популярных учебников, 17 томов по истории науки и более 18 100 сценариев уроков. Учителя, которые активно помогают развивать проект «Московская электронная школа», получают гранты: 100 тысяч за электронный учебник и 50 тысяч за сценарий урока. Кроме того, система «МЭШ» помогает избегать бумажной рутинной работы. Все отчеты директора образовательных учреждений также делают в электронном виде, что значительно облегчает работу.
Испытав на себе все прелести электронного обучения, педагоги задавали вопросы, с которыми они сталкиваются на местах, говорили о том, что их больше всего волнует. Например, о том, как скоро все московские школы перейдут на электронное обучение, как развивается профессиональное образование, а также не сильно ли мы зависим от сервисов компании «Гугл».
Разработчик интернет-ресурсов Александр Лямин сразу же развеял опасения гостей по поводу того, что сервис «МЭШ» зависит от западных электронных систем.
— «МЭШ» — это исключительно московская разработка, и зависимости ее от Запада нет никакой. Мы не привязываемся к конкретной операционной системе или почтовым сервисам — использовать можно любой, который вам больше нравится.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина рассказал, что школа сегодня развивается хорошими темпами:
— Условия в школах Москвы мы сможем сделать одинаковыми для всех в ближайшее время. И тем родителям, которые хотят отдать ребенка именно в класс, где идет обучение в рамках «Московской электронной школы», не стоит волноваться. Я думаю, речь идет о перспективе 3–4 лет. Также мы должны учитывать, что современный учитель обладает навыками, которых не было в прошлом. Нам нужно, чтобы сменилось поколение учителей, а это 10–15 лет. Но самое сложное — это изменить мнение родителей об образовательном процессе. Они еще 20–30 лет назад учились в традиционной школе, но сейчас рынок требует от детей новых навыков, и родителям трудно смириться с этим. Сегодня у нас растет первое поколение учеников, которые учатся в других школах, нежели их родители. Это становится своего рода проблемой. Родители часто не понимают различных новшеств. Для этого мы в Москве раз в месяц проводим в школах день открытых дверей, так называемый клубный день для жителей района, где рассказываем им о том, как сегодня работает школа, и о наших новых проектах.
По словам Исаака Калины, нижняя граница по зарплате учителям в 2018 году составила 68 000 рублей. Средняя зарплата за первый квартал 2018 года составила 89 000 рублей. Есть зарплаты и по 110 000–120 000 рублей. Очень было бы интересно, если бы регионы перенимали опыт Москвы. А для этого есть специальный сайт «Школа большого города», где размещена вся информация: можно посмотреть, как проходят селекторные совещания Департамента образования, собрания организаций родителей, аттестационных комиссий.
На вопрос о профессиональном образовании ответил директор школы №1547 Андрей Баринов. В его образовательном учреждении уже работают инженерный, академический классы, курчатовский проект, образовательный проект «Кадетский класс в московской школе». Целью этих классов является предпрофессиональная подготовка школьников, обучение их азам будущих профессий.
— Мы активно сотрудничаем с таким гигантом, как «Росатом», и другими предприятиями. Ребята из профильных классов выезжают туда не только, чтобы обучиться новой для них профессии, но и сделать уже что-то самим. Попробовать на практике применить свои знания. Предпрофессиональные классы работают в рамках трехстороннего соглашения между школой, вузом и предприятием.
— У нас к предприятиям самые высокие требования, — сказал Исаак Калина. — Они должны быть высокотехнологичными. Всего со школами Москвы сотрудничают более сотни различных предприятий.
В Москве работает несколько технопарков, где школьники осваивают свою будущую профессию. В первой половине дня школьники и студенты могут там провести свой учебный день, а во второй половине дня технополисы работают в качестве площадок для дополнительных занятий. Там проходит знаменитый чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills), где ребята борются за право называться лучшими по профессии каждый в своей области. Чемпионы потом передают свои навыки учащимся в школах — ведут кружки. На базе колледжей ежегодно проводятся дни открытых дверей «Сто дорог — одна твоя», где ребята могут определиться со своей будущей профессией.
— Мы все заложники своих умений, — говорит Исаак Калина. — В 1980-е годы я работал директором школы и учителем математики. Тогда мои подопечные школьники играли с джойстиком, а я их гонял — мол, что вы тут ерундой занимаетесь. Сегодня все машины, на которых они работают, управляются джойстиками. И я не умею многого из того, что делают мои дети и внуки. Мне бы хотелось, чтобы сегодняшние школьники чувствовали интерес к тому, что нужно именно им. Время требует новых умений. Дети всегда играют в свою мечту, которую они рано или поздно реализуют. И их мечта станет нашей жизнью. Забить гвоздь важно, но им важнее сегодня научиться управлять роботами, ведь в ближайшее время производство будет роботизировано.