Комфортная жизнь в Москве начинается после 30 лет

«Для школьников и студентов город — достаточно закрытое пространство»

«Молодость — единственная проблема, которая гарантированно проходит», — повторяют умники. Кажется, сегодня эти слова — о тебе, Москва: согласно исследованию, проведенному немецкой аналитической компанией, наша столица оказалась аж на 64-м месте (из 110, ровно в серединке) в рейтинге пригодности для жизни миллениалов. Важнейшими критериями, на которые обращают внимание родившиеся на рубеже 1980–1990-х годов ребята, называют большое количество успешных стартапов и ночных клубов, а также толерантность по отношению к сексуальным меньшинствам. «МК» обсудил со специалистами: москвичам какого возраста сегодня в родном городе жить хорошо?

«Для школьников и студентов город — достаточно закрытое пространство»
Кадры из фильма «Москва слезам не верит».

«Мы задумались о том, что действительно заботит миллениалов. Хотя часто молодежь упрекают в излишне трепетном отношении к своим правам и нежелании заниматься хоть чем-то, на самом деле их гораздо больше волнует вопрос жилья и борьбы за права человека, чем вечеринки. Поэтому мы проанализировали 110 городов, посмотрев на них под углом четырех проблем. Есть ли работа? Можно ли позволить себе хорошую жизнь? Насколько открытый и толерантный этот город? И есть ли здесь где повеселиться?» — объясняют авторы исследования Nestpick.

Другими факторами, определяющими, подходит ли город для молодых, стали скорость и развитие Интернета, вопрос гендерного равенства, проекты по защите окружающей среды.

Фаворитом миллениалов назвали Берлин, а самым «старперским» городом — итальянскую Болонью. Москва оказалась ровно посредине — на 64-м месте. Вяло для города, который никогда не спит, слезам не верит и бьет с носка... Причин оказалось несколько: назвали высокий уровень занятости людей, любовь к употреблению алкогольных напитков, низкий уровень свободы самовыражения и толерантности.

— Сама по себе постановка вопроса — адаптация города под те или иные категории пользователей — не совсем верна. Город — это не гаджет, и нельзя сказать, что Москва не подходит для людей какого-то возраста. В голове возникает метафора какого-то микшерного пульта, на котором есть рычажки: кафе, магазины, школы, дома престарелых… И как будто можно выдвинуть эти рычажки: убираем парк Горького, прибавляем рекреационные зоны — и как будто адаптируем для пожилых. Но нет, город так не работает! Отталкиваться от каких-либо рейтингов тут бессмысленно, потому что рейтингов можно придумать сколько угодно, — объяснил «МК» специалист по социологии города Виктор Вахштайн. — К тому же нельзя так априори допускать, что важно для той или иной группы: те же миллениалы или старики не одинаковы, у каждого из них свои потребности.

На практике, считают эксперты, проблема в ином: на уровень жизни, при котором комфортно пользоваться городом, среднестатистический москвич выходит после 30 летпри условии, что получает хорошую зарплату и не имеет проблем с жильем. Иначе чего-то не хватает.

Эксперт: «Одни и те же городские пространства разные категории людей используют по-разному».

Реклама пионерская — цена пенсионерская

— Где здесь можно посидеть? Кофейня или что-то такое?

Семидесятилетняя бабушка встречается с семнадцатилетней внучкой на «Сухаревской». Вернее — по-бабушкиному, — на «Колхозной». Пообедать, раз уж у занятой внучки перерыв между «парами» в вузе.

— Вон там на Сретенке вкусно. Но дороговато, мы с ребятами редко ходим.

— Да ладно, пошли! Я как раз пенсию получила вчера.

Мягко говоря, сюр: выходит, что заведения, предназначенные вроде как для молодых, им, студентам, просто не по карману. Зато по карману — хотя бы иногда! — их старикам, которым, казалось бы, в современном городе уготован только неторопливый променад от родного дома до поликлиники, иногда с заходом в продуктовый.

С одной стороны, у взрослых уже есть деньги. С другой — на горизонте уже маячит пенсия с вынужденным сокращением дохода, сил на передвижение в общественном транспорте остается все меньше, да и угнаться за прогрессом не всегда легко… Возрастной контингент многие собственники кафе, магазинов, торговых центров и других популярных мест как будто сбрасывают со счета. Хотя в 2018 году практически у каждой станции метро за пределами ТТК выросли махины торговых центров, москвичи среднего возраста не так уж довольны. По словам многих, купить в ТЦ одежду чаду — запросто, а вот выбрать для себя — тот еще квест: магазины сплошь подростковые, взрослому человеку неподходящие, да и толпы галдящих школьников мешают шопингу.

Если люди немолодые, но работающие, сами в ответе за свое счастье, то пенсионерам приходится отталкиваться еще и от тех благ, которые предоставляет собственно город. Пообщавшись с друзьями и родственниками из регионов, московские пенсионеры уверяют: бесплатный проезд на транспорте и скидки в магазинах — это уже очень хорошо! В будний день, когда нет толп, садишься в метро — и едешь гулять, куда душа зовет, если здоровье позволяет… Правда, в городе порой подстерегают сюрпризы — и не только дорогой кофе.

— Для немолодых людей ситуация сложная, — объясняет урбанист и социолог Петр Иванов. — Изменения происходят слишком быстро, и слишком мало внимания уделяется разъяснениям. Допустим, когда по всему городу появились таблички с QR-кодами, по которым можно прочитать информацию о достопримечательностях, почти никто из людей старше среднего возраста не понял, зачем они нужны и как работают. А ведь это отличная возможность самостоятельно устроить экскурсию! Курсы компьютерной грамотности, к сожалению, пока довольно примитивны, а о мобильной грамотности почти никто не говорит — хорошо, если вообще смартфон есть. Подразумевается, что старшим все должны объяснить взрослые дети. Но для этого нужны хорошие отношения с детьми, чем похвастаться могут немногие.

Согласно последним данным, средняя продолжительность жизни стариков в Москве уже достигла 77 лет — солидная цифра, поколение назад о ней только мечтать приходилось… Теперь дело за малым: помочь — современные пенсионеры уже на лавочке сплетничать не хотят! Кстати, многие забывают, что на пенсию начинают выходить люди 1960-х годов рождения — те, у кого значительная часть жизни прошла перед компьютером. Так что речь идет не о том, чтобы научить дремучих бабушек включать мобильник, а лишь об адаптации людей, которые не успевают за семимильными шагами прогресса.

Одну квартирку беру, другую сдаю...

Беспрецедентная высокая продолжительность жизни москвичей, которой гордятся городские власти, обернулась заминкой в круговороте недвижимости в Москве. Стереотип о молодом москвиче, у которого уже в 18 лет обязательно есть квартира «из-под бабушки», в современном мире работает реже и реже: бабушки с дедушками, слава богу, живут долго и счастливо и «освобождают» заветную квартирку гораздо позже — когда внук уже разменивает четвертый десяток... А если учесть, что для успешной реализации операции «квартира от бабушки» нужно быть единственным ребенком единственных детей, чтобы не ввязаться в войну за наследство, то шансы быстро стать молодым хозяином собственной жилплощади стремительно падают.

Люди оказываются перед не самым завидным выбором: мало у кого под отеческим кровом так просторно и комфортно, что никто никому не мешает. Так что либо съем не ахти какого жилища минимум за 30 тысяч, либо ипотека-кабала на ближайшие тридцать лет — как раз до пенсии...

У приехавших покорять столицу и выбора-то не будет. И если учесть, что оба варианта мигом сожрут примерно половину, если не больше, средней зарплаты молодого человека, ясно: те развлечения, которые заготовила Москва, их карман уже не выдержит — с необходимыми тратами справиться бы.

— Когда мы спрашиваем, для кого современная Москва, рисуется образ тридцатилетнего программиста, работающего в западной компании, получающего высокую зарплату и имеющего собственную квартиру. Скорее всего, этот человек «сингл»: может быть, живет вместе с подружкой, но детей они пока не планируют. Не решили, могут ли себе позволить, не затормозят ли карьерный рост, — поделился соображениями Петр Иванов. — Ну а если он снимает жилье, то должен принадлежать к визуальному большинству: чтобы не возникало сомнений, что он славянин. Еще он не должен производить впечатление гея, и у него не должно быть домашних животных: они стали проблемой после того, как многие арендаторы стали требовать квартиру «только не с бабушкиным ремонтом!», и собственники в ответ на этот запрос кинулись осовременивать жилье. В свежем, не бабушкином ремонте никто не хочет видеть кошку и ее острые когти.

Образ, конечно, завидный — всем бы так! Вот только возникает вопрос: а много ли таких? И куда деваться всем остальным? Так жизнь в городе для молодых да динамичных превращается в настоящую гонку — не вооружений, но стиля и статуса, а на самом деле — карьеры и денег.

«Исключительно московская история. Кажется, здесь запрещено жить не в аду. Почему-то в Петербурге, Екатеринбурге можно нормально завтракать, гладить кошек, пить кофе и спокойно же работать. Здесь же, если ты не убился, значит, что-то с тобой не так. Значит, найдется тот, кто организует тебе маленький ад, а ты, в свою очередь, организуешь его еще кому-то. Дело в этом московском образе мыслить, работать и в конечном счете жить», — сокрушается в соцсети приехавшая из родного города в Москву девушка. Потому что — время, деньги, жилье.

Обновления статусов френдов, обзоры в актуальных глянцевых изданиях и советы гуру даже сейчас — когда эпоха гламура вроде позади, — могут неплохо ударить по психике. Когда на каждом мониторе — бокал пива за 400 рублей, кофе за 200, кеды за пять тысяч, «правильное» пальто за сорок пять, а новейший смартфон за восемьдесят… что, а разве у вас не так?

— Такая ситуация нередко становится причиной переживаний у молодежи. Они заходят в бар, видят средний чек 1500 рублей, понимают, что им не по карману… а потом задают вопрос: для кого-то же эти цены созданы? Значит, думает миллениал, это со мной что-то не так, это я нищеброд, не дотягиваю до «приличного» уровня жизни. И ему в голову может не прийти, что все остальные ребята думают ровно так же, — рассуждает психолог Анастасия Александрова. — Кроме того, стоит «поблагодарить» социальные сети. Когда друзья то и дело чекинятся в модных местах, даже самый уверенный в себе человек может засомневаться: не проходит ли что-то важное мимо него из-за отсутствия денег? Даже если объективно у него все хорошо. Социальные сети создают красивый калейдоскоп красивой жизни. Мало кто анализирует, что один друг с селфи из Берлина выбрался в отпуск впервые за два года самым дешевым рейсом, другой купил смартфон в кредит, а ради шикарного фото с дюжиной устриц двоюродная сестра месяц следила за акциями в ресторане.

Детям до 16 лет вход воспрещен

Если важное условие для успешного съема жилья в Москве — не выглядеть как гей, нет ничего удивительного, что молодежь, для которой борьба за права ЛГБТ, феминизм и бодипозитив кажется такой же важной, как для предков борьба за избирательные права, называет столицу не слишком-то приятным для жизни городом. Тем более что подкупить самых юных и впечатлительных пока что нечем.

Гамбургер за 50 рублей, селфи из торгового центра для Инстаграма и походы в кино — основное развлечение подростков в спальных районах. И, к сожалению, не стоит спешить ругать их за это — как выясняется, пойти-то особо некуда. Разве что по улицам гулять, Москву изучать интуитивно-пешеходным методом (классно, но не всем шестнадцатилетним по нутру!).

— Сервисы, которые существуют в городе, ориентированы на молодых, но все-таки уже взрослых людей. Мы с коллегами изучали инфраструктуру для детей и подростков: хоть у них и достаточно времени и сил, чтобы скакать из одного конца города в другой, у них чаще всего нет денег, до 18 лет — нет возможности легально пить крафтовое пиво, — говорит Петр Иванов. — Нам еще многому стоит поучиться в смысле ориентированности на подростков: далеко не все готовы общаться, особенно на темы познания окружающего мира. Так что получается, что для школьников и студентов город — достаточно закрытое пространство, и делать им тут особо нечего.

Сейчас очень много размышлений об интеграции ребенка в жизнь, о правильной подготовке к родам, о грамотном активном родительстве… в общем, все то, что поколение назад мало кому бы в голову пришло! Отдельная тема: как пользоваться городом с ребенком? Недавно в одном из модных хипстерских баров был конфликт из-за того, что семью не пустили с маленькой дочкой пообедать. Тогда возникает вопрос: а как разграничить пространства, куда можно и куда нельзя с детьми? И на этот вопрос, к сожалению, город ответить пока не готов.

Кстати, неожиданный факт — дети, которые первые в своей семье оказались урожденными москвичами, часто куда более мобильны и лучше знают город, чем те, кто может похвастаться московской родословной в шесть поколений.

— Мобильность у детей приезжих получается выше, чем у коренных москвичей: они снимают квартиры, меняют районы проживания и в результате часто ориентируются в городе лучше, чем те, чья семья несколько поколений живет в городе, — продолжает социолог Вахштайн. — И нужно понимать: Москва — это город, где две трети жителей не родились, и квартир у них еще нет. Кажется очень правдоподобной теория, что коренные москвичи сильнее привязаны к району, а приезжие свободно передвигаются по всему городу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27658 от 10 апреля 2018

Заголовок в газете: Когда на Москве жить хорошо

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру