Что такое «народная пожарная проверка»? Понятно что: подергали двери пожарных лестниц (где они есть), разобрались с идейными хранителями хлама в тамбурах и коридорах, покрутили вентили пожарных кранов... Кстати, во многих домах эти краны не должны быть заполнены водой — это так называемые сухотрубы, к которым внизу «в случае чего» подключается пожарная магистраль. А еще сосед специально покурил под дымовыми датчиками пожарной автоматики, и весь подъезд мог слышать тревожную сирену и рев мощных вентиляторов дымоудаления... Ну или не слышать — тогда появляются вопросы.
Со всеми вопросами на тему противопожарной подготовки жилых домов — то есть нормальной работы их штатных систем безопасности — обращаться приходится ровно в одно место: в управляющую компанию, которая обслуживает именно этот дом. «Вопросы работы противопожарных систем жилых домов входят в компетенцию управляющих компаний, — рассказал «МК» представитель префектуры Северо-Восточного округа столицы Андрей Иванов. — Именно управляющие компании нанимают специализированные организации, которые следят за исправностью штатных систем эвакуации: дымоудаления и пожаротушения — и при необходимости их ремонтируют».
Иногда, особенно когда речь о старых домах с хорошо организованными жильцами, где управляющая компания — это собственное ТСЖ (или ЖСК), этот этап пройти очень просто.
...Подвал, душноватое, но хорошо освещенное помещение — в одном из старых ЖСК в Хорошевском районе заседает правление. Вопрос о восстановлении пожарных лестниц, идущих через балконы, поставлен, но пока не решен, потому что 80% лестниц ликвидировано при отделке балконов. О вещах в тамбурах — проверки проходят регулярно, через пару недель обещано силами дворников выкинуть все лишнее на помойку. О деревьях — долго обсуждали, нужно ли ради пожарной безопасности рубить старые тополя вокруг дома, решили погодить. Так или иначе, все делается быстро, а цена решений вполне прозрачна.
Совсем другое — когда дом современный и квартир в нем несколько сотен. ТСЖ есть далеко не во всех новостройках, а где есть — до его руководства надо еще дойти, а общие собрания не собираются вовсе. Управляющая компания работает каждый день, но она обслуживает десятки или сотни таких домов, и достучаться до нее практически нереально. Зато реально увидеть в платежках какие-то непонятные новые начисления — в том числе за реконструкцию противопожарной аппаратуры.
— У нас в доме, когда начали разбираться с состоянием пожарных систем и платежами за них, получился конфликт с управляющей компанией, — рассказала «МК» жительница дома №16 по улице Соловьиная Роща (Куркино) Юлия Корниевская. — После того как многие жители потребовали пересчета за недовыполненные работы, мы попытались полюбовно договориться с представителями УК. Цена вопроса — пересчет оплаты за противопожарные системы на 1,5 рубля с метра за 3 года. Как и по другим пунктам, в этом нам грубо отказали и в качестве ответного жеста остановили текущий ремонт подъездов. Продолжать готовы, если мы прекратим требовать пересчета отопления, простим им 1,5 рубля за «пожарку», не будем требовать восстановления работоспособности пожарной системы.
По словам Корниевской, противопожарные системы в доме не работают, что зафиксировали даже акты жилинспекции. А в финансовой отчетности УК нет и следа оплаты услуг по уходу за пожарными системами. То есть 1 р. 50 копеек с квадратного метра (допустим, 150 рублей со 100-метровой квартиры) ежемесячно взимаются «в пустоту» с самого начала 2015 года.
— Ситуация на самом деле типичная и требует одного — полного наведения порядка в управлении домом, — говорит эксперт-методист в области информатизации ЖКХ Владимир Рязанский. — Достаточно вбить адрес в профильные базы данных — Росреестра и тому подобных, — как видно полный бардак. В одной из баз данных общая площадь дома 0 квадратных метров, в другой — 70 тысяч, что очевидно в несколько раз больше фактической. Кроме того, по документам земля здесь была предназначена для строительства торгового центра, а не жилого дома. Что касается советов дома — то в базах, похоже, устаревшая информация: помимо действующего председателя в ряде документов упоминается предыдущий.
Алгоритм действий для всех подобных случаев в принципе один, поясняет Рязанский. В первую очередь нужно оценить количество неравнодушных и при этом платежеспособных людей в доме. Если таких наберется хотя бы пятеро, они могут организовать жилищный кооператив — удобную базу для формирования домовой политики и привлечения в свою команду новых соседей. Если удастся привлечь к активным действиям 10% собственников дома, то управляющая компания будет обязана провести по их запросу общее собрание (то есть сделать довольно дорогостоящую и сложную работу по уведомлению и организации). А уже решения общего собрания обязательны к выполнению управляющей компанией. Она будет вынуждена либо починить противопожарные системы на предлагаемых жителями условиях, либо уйти из дома и получить к тому же иск на возмещение выплаченных за «пожарку» денег.