Очередная строительная неразбериха: дом Совмина может превратиться в типовую многоэтажку

Историческое здание, в котором жили Каганович, Маленков, Байбаков, хотят отремонтировать без привлечения реставраторов

Жить в старом доме, где пахнет историей, — только на первый взгляд заманчивая перспектива, да и то для ценителей... На практике же такая недвижимость нередко оборачивается проблемами. Во Франции, например, каждый знает: мало купить или унаследовать старинный замок, надо еще и содержать его так, чтобы ни одна плиточка не пострадала!

Историческое здание, в котором жили Каганович, Маленков, Байбаков, хотят отремонтировать без привлечения реставраторов
Архивное фото.

Москва о таком, к сожалению, пока даже не мечтает. Закон прост: если дом не признан памятником, значит, ремонтировать его можно, не заботясь о сохранении оригинальной плитки, дверных ручек или лепнины. Вот только не все значимые дома признаны памятниками — с такой ситуацией столкнулись жители дома №50 на Фрунзенской набережной.

«Один из исторических домов в Хамовниках переживает капитальный ремонт. Заявка на придание дому охранного статуса сейчас находится на рассмотрении в Департаменте культурного наследия Москвы. Пока решение не принято, капитальный ремонт бесстатусного дома не предусматривает расходов на его реставрацию. В итоге здание может изменить свой исторический облик, что в будущем затруднит или сделает невозможной постановку его под государственную охрану», — сообщают специалисты градозащитного движения «Архнадзор».

Речь идет о доме №50 на Фрунзенской набережной, который был построен в середине 1950-х годов для Совета Министров СССР. Это здание, соразмерное по значимости для города сталинским высоткам.

«В обрамлении дверей подъездов традиционные пятиконечные звезды соседствуют с рельефом в виде фруктов, символизирующих изобилие. Изысканные столбики-лилии обозначают сильную государственную власть. Будет очень жаль, если подлинный декор дома будет утрачен либо заменен в результате строительных работ. Особенно это касается барельефов входных групп и балюстрады на верхних этажах. Существенно изменит общий вид здания и замена деревянных оконных рам на стеклопакеты. По мнению экспертов, только проведенная по утвержденному проекту научная реставрация с применением современных технологий восстановления керамики и фрагментов бетона поможет сохранить исторический облик дома. Привлечение же обычных строителей к ремонту фасада приведет, по их убеждению, к катастрофическим последствиям», — продолжают специалисты «Архнадзора».

Как объяснила «МК» муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина, к работе самих строителей претензий нет — делают они все качественно и аккуратно. Но в данном случае речь идет не только об общестроительных работах, а еще и о восстановлении сложных элементов декора фасада дома, который можно реставрировать.

— Подрядчик работает хорошо, тут никаких проблем. Но дело в том, что фасад здания оформлен особыми элементами декора, выполненными по специальной технологии, которые и представляют эстетическую ценность. Это керамика 1940-х годов, благодаря которой дом меняет цвет в зависимости от освещения. Вообще весь наш квартал я предложила бы сделать памятником — он примечателен хотя бы тем, что был построен на бывших заливных лугах, то есть в обход природы. Архитекторы задумывались о том, как этот комплекс зданий должен выглядеть с Воробьевых гор, как перекликается он с Новодевичьим монастырем. Жители понимают, что у рабочих просто нет допуска к реставрированию сложных элементов, а их можно только реставрировать, а не ремонтировать, — рассказала Парушина.

Однако закон прост: как подтвердили «МК» в столичном Фонде капитального ремонта, в настоящее время дом объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия, а также объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, не признан. Значит, реставрации не будет.

«Все работы, проводимые в многоквартирном доме в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, выполняются в соответствии с проектной документацией, которая разрабатывается на каждый дом. В техническом паспорте БТИ и в разработанной проектной документации обозначено, что здание построено по индивидуальному проекту, что учтено при разработке проектной документации по капитальному ремонту», — ответили «МК» специалисты Фонда капремонта.

Единственное, что остается жителям, — искать лазейку. Как объяснил «МК» специалист по истории советской архитектуры Денис Ромодин, большую часть домов ремонтируют по типовой схеме — точно так же несколько лет назад покрасили знаменитые «красные дома» на Ленинском проспекте, которые не успели признать памятником.

— С точки зрения властей этот дом обычный, типовой. И разные компании абсолютно по-разному могут сделать капремонт. Поскольку дом оформлен как индивидуальный проект, то не должно быть проблем с признанием его памятником. Более того, это важный мемориальный объект — там жили знаменитые граждане СССР. К сожалению, активисты часто дотягивают до последнего и подают заявку на признание дома памятником слишком поздно. Сейчас я рекомендовал бы жителям подать заявку, ссылаясь на знаменитых жильцов, а лучше вообще весь 470-й квартал попросить признать ценным градоформирующим объектом. Там вся застройка достойна того, чтобы оградить ее от уплотнения, — заметил Ромодин.

Важное условие успешной борьбы за дом — активная позиция всех жителей. Может так получиться, что сохранять исторический облик придется своими силами и за свой счет, если город не захочет брать на себя эти обременения.

— Хороших прецедентов у нас не так много. Чаще всего жители, если хотят сохранить облик дома, не признанного памятником, сами оплачивают работы. Например, в одном из домов на Пятницкой улице недавно люди вернули себе дверь, какая была в начале века. Это получается, когда в доме действует активное ТСЖ. Но бывает, что некоторые жители выступают за ремонт, поскольку для них важно повышение технических характеристик, более современные условия жизни, а кто-то настаивает на сохранении архитектурной ценности, пусть и в ущерб комфорту. Кто-то хочет сохранить плитку на полу, кому-то все равно. Программа капремонта не учитывает проблемы таких домов. Если заявка уже подана, происходит конфликт: Мосгорнаследие должно остановить работы, а Фонд капремонта должен их провести. Мы обсуждаем эту проблему с коллегами, но пока никто там и не предложил хорошего решения, — рассказал «МК» генеральный секретарь российского отделения Международного общества охраны памятников архитектуры ХХ века Николай Васильев.

СПРАВКА "МК"

На доме установлена мемориальная доска мастеру спорта СССР Гавриилу Качалину. Кроме того, в разные годы жильцами дома были:

*художники Антон и Евгений Куманьковы (авторы множества работ о Москве) — в 12-м подъезде;

*действительный член Академии медицинских наук Юрий Исаков (оперировал Зиту и Гиту);

*Лазарь Каганович;

*семья члена бюро ЦК КПСС Николая Егорычева (автора идеи Вечного огня) — в 14-м подъезде;

*заместители председателя правительства Маленков, Байбаков, Каменцев.

По неподтвержденным данным, в 14-м подъезде квартиру снимал какое-то время Булат Окуджава.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27646 от 27 марта 2018

Заголовок в газете: Реставрировать нельзя ремонтировать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру