Официальные органы тоже пытаются сейчас оправдаться — они, мол, тоже до последнего оставались в неведении, и даже когда диагноз стало невозможно скрывать, а по Зеленограду поползли слухи, то все равно старались не поднимать шума, мотивируя это «врачебной тайной».
«Нам сообщил о ее болезни новый директор школы на родительском собрании, а еще о том, что он ни при чем, так как медсестра числилась в штате поликлиники, просто сидела на территории нашего учебного заведения», — рассказала «МК» Ирина Тараканова, мама третьеклассника.
Школа №1151 состоит из четырех корпусов. Самый первый — детский сад, потом идут младшеклассники, учащиеся среднего звена и старшие ребята. Как выяснили теперь родители, проводящие свое собственное расследование, медсестра плотно контактировала как раз с малышами. «Мало того, она до последнего делала нашим детям прививки, питалась с ними в одной столовой», — продолжают волноваться мамы.
Впрочем, многие припоминают, что выглядела она неплохо и сложно было распознать смертельную болезнь в цветущей молодой женщине не старше 35 лет. «У нее своих двое детей, неужели она о них тоже не думала, не боялась их заразить?» — недоумевают родители.
Не очень понятно, каким образом эту даму вообще приняли на работу, но известно, что она приехала из Тверской области. Были ли ее документы настоящими или она подсунула начальству откровенную липу? Тем более, как сейчас открылось, в родной Твери она все-таки состояла на учете в тубдиспансере и, возможно, именно поэтому не могла найти дома работу по специальности. Самое страшное, что пробы на реакцию Манту, а также более современный диаскинтест — скрининговую диагностику на туберкулез — в течение этих двух лет учащимся делала она одна. Больничные не брала. В декабре еще работала. А в начале января уже умерла.
«А в середине февраля, незадолго до праздника, наших учеников на четыре дня по непонятной причине распустили по домам. Вроде бы в это время в школе срочно проводили санобработку. Нам сказали, чтобы мы забрали с собой абсолютно все вещи детей, но причину не назвали, поэтому некоторые подумали, что эта дезинфекция из-за вирусной пневмонии, которой сейчас тоже многие болеют», — продолжает Ирина Тараканова.
Почему школу, которую посещает порядка 1000 человек, не закрыли на карантин до выяснения всех обстоятельств? «Это же не ветрянка, это туберкулез. Это страшно. Это полный провал системы санэпидконтроля, ежегодной диспансеризации, если такое произошло», — не могут прийти в себя родители. Действительно, туберкулез в СССР, благодаря обязательным прививкам и тотальному контролю, был почти побежден, но в последнее время снова надвигается вспышка этого заболевания — мигранты, бомжи, непривитые дети... Все это потенциальные очаги опасности. Как их можно избежать?
По словам директора школы, он сам узнал о случившемся тоже только в феврале и сразу же принял меры. Но на просьбу мам показать им акты проведенной в школе санобработки ответил отказом, так как, дескать, это сугубо внутренний и закрытый документ.
Работники же Роспотребнадзора оправдывается тем, что, хотя сам факт заболевания женщины был им известен, во всех документах она числилась безработной, то есть скрывала информацию о том, что трудится в детском учреждении. Проверять же, как оно обстоит на самом деле, не в их компетенции.
Есть еще одна версия случившегося: умершая тоже не знала, что у нее именно открытый туберкулез, этот диагноз ей поставили при вскрытии в морге, а лечилась она от онкологии. Но вряд ли это обстоятельство оправдывает беспечность руководства школы и поликлиники. «Медработники относятся к так называемому декретированному контингенту и обязаны оформлять санитарные книжки, делать все обязательные прививки, это общеизвестно. Если же эта женщина при приеме на работу и подсунула фальшивые бумаги, то на каком-то этапе это все равно должно было всплыть, а не только после ее смерти», — недоумевают обычные, рядовые врачи.
Теперь учащихся этой школы обязаны регулярно проверять на наличие в их организме палочек Коха, но так как инкубационный период страшного заболевания довольно длинный, до 12 недель, то и волноваться родителям придется как минимум до конца этого учебного года. Пока же, как говорят, под подозрением находятся два ребенка (у них положительная проба Манту) и учительница английского, которая уже месяц не выходит с больничного. Также особый контроль сохраняется для детей с ослабленным иммунитетом.
«Собираемся писать коллективно жалобу в прокуратуру, создавать петицию, — обещают мамы зеленоградских школьников. — Мы требуем, чтобы к нам приехали представители Министерства образования и Министерства здравоохранения. Чтобы они держали эту ситуацию на контроле. Раз такое случилось у нас, то может произойти в любой школе и в любом детском саду, получается, никто не застрахован от того, что его ребенка будет учить или лечить смертельно опасный больной».
P.S. «МК» связался с пресс-службой Департамента образования г. Москвы, и там обещали в ближайшее время дать свой комментарий к зеленоградским событиям. Ждем также прояснения ситуации и от Департамента здравоохранения столицы.