Не все пока могут осознать, что пять открывшихся станций — «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» — часть новой Большой кольцевой линии. Ее строительство закончится только к 2020–2021 годам, но стиль будущей ветки можно оценить уже сейчас. Единая отделка — много стекла и блестящего металла, много света и блеска — создает ощущение большого воздушного легкого пространства. При этом детали оформления везде свои: в основном она касаются, правда, цвета станций. «ЦСКА», кажется, была любимицей у создателей: зал станции украшают четыре статуи спортсменов — лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Тоже, надо сказать, не лишенные изящества. Однако в угоду стилю и красоте авторы явно пренебрегли навигацией.
Начнем с того, что это, пожалуй, первый участок подземки, в котором параллельно идут две ветки. Да, маршрут от «Шелепихи» до «Петровского парка» совпадает и для новой ветки бирюзового цвета, и для желтой ветки. Вследствие этого на картах метрополитена появилась странная двухцветная линия.
Некоторое время назад в метро стали обновлять навесные таблички со списками станций — их видно сразу после схода с эскалатора. Вместо полного списка всех пунктов остановок начали писать только конечные точки маршрута. На новой ветке решили совместить приятное с полезным. Взять, к примеру, станцию «Хорошевская». На табло в одну сторону крупным выделены «Раменки» и «Деловой центр», в другую — «Петровский парк». Под ними снизу, шрифтом поменьше, перечислили промежуточные остановки. Но сделали это так неудобно (в столбик), что порядок станций перестает быть очевидным и превращается в кучу-малу. А конечные остановки у нас и многие старожилы не знают (метро растет как на дрожжах), что уже говорить о приезжих, тем более — пассажирах новой ветки. Зато шрифт современный.
Следующая ошибка — расположение этих самых табличек. Раньше, обновляя старые понятные указатели, метрополитеновцы все-таки приклеивали на столбы привычный список станций. Да, белые наклейки на мраморе смотрятся колхозно. Зато понятно! С новой веткой решили не церемониться. На той же «Хорошевской» навигация висит исключительно в начале и в конце зала. Типа, прошел мимо, не обратил внимания? Не понимаешь, в какую сторону едет прибывший поезд? Сбегай к началу платформы, движение — это жизнь! К слову, на той же «Шелепихе» с одного края платформы (поезда в сторону «Петровского парка») указателей нет вообще. Зато по направлению в другую сторону разместили табло: поезда могут идти как до «Раменок», так и до «Делового центра», надписи на экране меняются.
На «ЦСКА» на столбах на платформе все-таки повесили указатели со списком станции. Аккуратные, стильные таблички, которые ничьих урбанистических чувств не оскорбляют. Почему нельзя так же сделать на остальных?
Кстати, о «Деловом центре». По моему личному ощущению, это филиал навигационного ада на земле. Станция «Международная», «Выставочная», «Деловой центр» МЦК, торговый центр и сами башни... Теперь еще и «Деловой центр» кольцевой ветки. Когда там открывали «Деловой центр», тот, который Московского центрального кольца, то назвали его изначально «Сити». И часть навигации была для «Сити». А другой части не было вообще. Ну, то есть переход на платформу «Тестовская» в природе существует, но перейти возможности нет — ни одной стрелочки! Потом ситуацию исправили. Неужели нельзя было научиться на собственных ошибках?
Поднимаешься на эскалаторе с «Делового центра» БКЛ. Все чинно, понятно написано на табло — прямо Москва-Сити, налево торговый центр. Выходишь за турникеты — и все, ни одного указателя. Народ озадаченно мучает сотрудницу метро у входа.
Еще печальнее ситуация, если идти в обратном направлении, из торгового центра в метро. Проходишь, значит, турникеты. А впереди — спуск на платформу и проход прямо, по балкончику. Вот и стоишь, как рогатое животное перед новыми воротами: какой путь ведет к «Деловому центру», а какой — на «Выставочную»?
Транспортные узлы на картах Москвы затягиваются все туже — в одном месте могут пересекаться уже две линии метро, МЦК и какой-нибудь автобусный маршрут, а потому интуитивно понятная навигация — вопрос не просто красоты, но уже времени. Новая политика подземной навигации — политика выращивания умных пассажиров. Не тех, кто бездумно бежит по переходу, по ходу ориентируясь в пространстве. А тех, кто заранее продумывает свой маршрут. Кто может постоять перед указателем, подумать, держа в голове карту метро. Сейчас на новой ветке мало пассажиров, но со временем поток увеличится в разы. И вид озадаченно слоняющихся по станции людей уже не будет забавным.