Московские учителя изменились до неузнаваемости

Новый портрет преподавателя: молодость, успешность, продвинутость

Беспрецедентная по масштабам поддержка столичной системы образования последних лет сказалась на состоянии школ Москвы самым благоприятным образом. В лучшую сторону изменились методы работы учителей с детьми, качество обучения стало еще выше. А портрет современного преподавателя и подавно вызывает изумление: внешность, возраст, образ жизни, зарплата — все параметры выдают успешного человека. И вот уже старшеклассники дружно признают профессию учителя престижной и доходной.

Новый портрет преподавателя: молодость, успешность, продвинутость
Фото: msk agency

В столичных школах растет количество педагогов-мужчин

Недавно московские школьники составили портрет современного педагога и перечислили основные десять качеств, которыми он должен обладать. Главные требования, выдвигаемые детьми к своим наставникам, — умение доступно объяснять материал, доброта вкупе со справедливостью, ум, широкая эрудиция и владение информационными технологиями. Безусловно, эти качества и навыки останутся неизменными на все века. Другое дело, многие ли учителя им соответствуют. Так вот, в Москве — многие. Профессионализм педагогов растет год от года, а устроиться на работу уже не так-то просто. Например, специалисту, имеющему только среднеспециальное образование, могут отказать.

Согласно другому опросу, возраст идеального учителя, по мнению детей и их родителей, — 30–45 лет (таково мнение большей части опрошенных). 28% детей хотели бы, чтобы их учили специалисты от 20 до 30 лет. Что ж, общественный запрос полностью совпадает с реальностью: столичные учителя стремительно молодеют.

36 лет — таков средний возраст школьного педагога в Москве (для сравнения: в России — 52 года, что, впрочем, тоже меньше, чем десяток лет назад). И этому есть объяснение. Еще в 1990–2000-х годах вчерашние школьники поступали в педагогические институты в основном по остаточному принципу. Теперь же будущим студентам приходится бороться за свое место. А выпускников вузов, которые сразу после окончания учебы идут преподавать в школы, становится все больше.

С превеликим удовольствием идут преподавать в школу представители сильного пола. Обнаружить подтянутых молодых учителей можно не только на уроках труда и физкультуры, но и в кабинетах биологии, английского языка, литературы, географии, истории... В системе среднего образования Москвы трудится уже около 20% мужчин. Специалисты полагают, что в самое ближайшее время их доля будет активно расти.

Не в последнюю очередь невероятная популярность работы в школе объясняется ростом средней зарплаты. В 2017 году она увеличилась на 15 тысяч рублей и сейчас составляет в среднем 69 тысяч, а максимальная достигает 115 тысяч рублей. При таком достатке столичные педагоги могут и ипотеку на квартиру взять, и хорошую машину себе позволить, и в путешествия с семьей и друзьями ездить, и хорошую одежду приобрести. По поводу одежды результаты опроса оказались, к слову, весьма интересными. Почти половина родителей высказались за то, что учитель должен носить деловой костюм, и только 30% считают, что одеваться можно как угодно. Школьники не столь консервативны — 53% допускают любой стиль. Тем не менее каждый четвертый также высказался за деловой костюм, а каждый десятый — за ультрамодную одежду.

Новый электронный портал усилит профессиональное взаимодействие

Сомнений нет: новый тип столичного учителя сформировался благодаря мерам, предпринятым руководством города. Город выделяет на школу суммы, позволяющие обеспечить ей все нужные закупки. Условия труда педагогов таковы, что и не снились их предшественникам конца прошлого века. А нынешние школьники даже в страшном сне не могут представить, как жили и работали учителя не только полвека назад, но даже — что ходить далеко — в начале XXI столетия.

Вспомните, кто учил нас и наших родителей. Чаще всего в памяти всплывают не очень молодые, усталые женщины, склонившиеся над грудой тетрадок. Чтобы заработать на более-менее достойную жизнь, учителям приходилось работать на 2–3 ставки, проводя время в школе с утра до вечера и забирая невыполненную работу на дом. И этот период был отнюдь не самым бедственным. Ситуация стала катастрофической с распадом Советского Союза, не особенно меняясь вплоть до 2010-х годов. Учителя даже с приличным стажем едва сводили концы с концами, экономя на еде и месяцами не покупая себе новую одежду. Преподаватели-женщины позволяли себе элементарное посещение парикмахерской чрезвычайно редко, а мужчины не могли позволить себе даже поход в ресторан с любимой девушкой…

Современный учитель московской школы — это активный электронный пользователь, блогер. Он общается с родителями в социальных сетях и мессенджерах. Техническая и технологическая продвинутость, безусловно, создает дополнительные возможности для профессионального роста — это тоже новая тенденция.

В феврале учителя запустили портал для профессионального взаимодействия и обмена педагогическими практиками: этот ресурс для горизонтального взаимодействия педагогов столицы недавно представила Ассоциация свободных учителей. По словам создателей портала, он представляет собой новую площадку для обмена эффективными педагогическими практиками, активного общения учителей столицы в интернет-пространстве, а также банк оригинальных упражнений и задач, решение которых нельзя найти в Интернете. Пользователь сам может выбирать материалы, которые хочет видеть первыми, подписывается на тех коллег, мнению которых доверяет, имеет возможность общаться с педагогами из любой московской школы. Учитель, владеющий собственными «инструментами успеха», сможет рассказать о них всему педагогическому сообществу и получить обратную связь.

— Народная учительская электронная методическая среда — это образовательное пространство для свободного обмена идеями и опытом, поиска единомышленников, повышения компетентности московских учителей. Мы надеемся, что портал станет не просто логическим продолжением проекта «Московская электронная школа», но и лабораторией для разработки новых практик, которые затем превратятся в стандартные для всех, — говорит представитель Ассоциации свободных учителей, преподаватель истории школы №1576 Александр Гулин.

— Все руководство города оказало столичному образованию уникальную финансовую и моральную поддержку, — считает глава столичного Департамента образования Москвы Исаак Калина. — Уже есть очень высокие результаты. Но единственное, чего не хватает, — это веры в себя. А надо поверить в то, что мы очень сильные. И будем помнить: сочувствие дается даром, а зависть и доверие надо заработать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру