Впервые любители птиц (а в клубе бердвотчеров состоят в массе своей люди с биологическим образованием) столкнулись с инспекторами 28 января этого года в Измайловском парке. И ладно бы инспектор подошел и по всей форме предупредил, что экскурсии «посмотреть на птичек» теперь нельзя проводить без разрешения. Нет, сотрудники парка выбрали ловлю «на живца». В группе из 12 человек оказалось двое инспекторов «в штатском», которые подошли к ведущему — москвичу Антону Мироненко-Маренкову — после ее окончания.
— Инспектора дирекции Измайловского парка Ахметзянов Ильяс Эдуардович (удостоверение №172) и Шелехов Алексей Алексеевич (удостоверение №130) сначала представились чужими именами, присоединились к экскурсии, а на финише достали «корочки», — рассказал «МК» бердвотчер. — Запугали, уговорили отправиться в дирекцию парка и подписать там протокол.
Надо отметить, что экскурсии московского сообщества бердвотчеров проводятся бесплатно — но пожертвования приветствуются. 28 января один из инспекторов, по словам Антона Мироненко-Маренкова, протянул ему 300 рублей — после чего, собственно, другой и показал орнитологу удостоверение. Было объявлено, что купюры меченые, все заснято и ведущего ждут большие проблемы. Если — как полагается — дождаться полиции (без нее, понятно, задерживать человека никто не имеет права), то проблемы Антону посулили «совсем крупные», а если добровольно пойти в дирекцию парка — не слишком, всего на 3–4 тысячи рублей.
— После этого другие инспектора, в форме, отвезли меня в дирекцию и наваяли протокол о несогласованном массовом мероприятии, нарушающем часть 2 статьи 30 Закона об особо охраняемых природных территориях в городе Москве, — говорит Мироненко-Маренков. — У этих двоих откуда-то взялось мнение (или они так говорили для психологического прессинга), что мероприятие является таковым, если имеет место движение денег откуда-то куда-то.
Этот пункт был внесен в закон относительно недавно — в 2014 году. Он запрещает «проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы».
Один из сотрудников дирекции Измайловского парка сообщил «МК», что такой протокол действительно был оформлен и имеет номер 12-35-138-07/2018. Что касается тактики «ловли на живца», то с Ахметзяновым и Шелеховым уже проведена беседа. Поскольку вреда природе не нанесено и инспектора действовали незаконно, дело о штрафе пересмотрено в пользу бердвотчеров.
— Но если бы инспектор перед началом экскурсии представился и разъяснил, что мероприятие противоречит закону, а ведущий продолжил бы его — тогда ему и правда грозил бы штраф, — отметил источник «МК». — Согласовывать массовые экскурсии в парке действительно необходимо. Правда, это не распространяется на спонтанные прогулки с друзьями — например, чтобы посмотреть обнаруженную в парке сову.
О том, какая численность группы является уже поводом для согласования, сотрудник дирекции сказать затруднился. В ближайшее время московские бердвотчеры собираются изучить вопрос и начать согласовывать проводимые экскурсии.
Заметим, что тяга к изучению птиц появилась среди москвичей примерно десятилетие назад. Речь идет о более или менее массовом интересе — любители-орнитологи в городе существовали всегда, но примерно до конца 2000-х годов они были незаметны. Стимулом для активизации бердвотчинга стал, как это часто бывает, Интернет — социальные сети позволили любителям объединиться, определители видов стали намного доступнее, а цифровые фотоаппараты с телеобъективами перестали быть экзотикой для профессионалов. Уже в начале 2010-х годов по столичным паркам каждые выходные ходили группы бердвотчеров с биноклями и фотокамерами.
Помимо столичных парков группы наблюдателей за птицами проводят выезды — в пределах Московской области и в сопредельные регионы. Так, наблюдателей притягивает заказник «Журавлиная родина» в Талдомском районе — каждую весну, во время прилета журавлей, там огромное количество туристов — в основном опытных наблюдателей за птицами. Проводятся «птицетуры» и в Нижегородскую, Владимирскую, Тверскую области.
С точки зрения охраны природы крупная группа неквалифицированных наблюдателей действительно вредна для птиц. Но не круглый год, а прежде всего в период гнездования — когда птица, которую вспугнули с гнезда неаккуратным наблюдением, может бросить кладку или птенцов. Именно поэтому посещение гнездовий крупными группами орнитологи не практикуют: профессионалы-фотонатуралисты, которые делают фотографии птичьих семейств в гнездах, не проводят экскурсий в этот период. Зимой же нанести птицам вред экскурсией практически невозможно.